8 декабря в технопарке «Сколково» состоялся круглый стол «Управление ESG-воздействием цифровых решений», организованный Советом АПКИТ по устойчивому цифровому развитию.
Площадка для проведения встречи была выбрана неслучайно: фонд «Сколково» наряду с остальными компаниями, чьи представители выступали на прошедшем мероприятии, является участником Совета по устойчивому цифровому развитию при АПКИТ.
В рамках круглого стола также состоялось второе заседание совета, первое прошло в ноябре 2023 года в офисе IBS в Москве.
В мероприятии приняли участие:
-
Алексей Борисов, директор по акселерации фонда «Сколково»;
-
Алексей Черноплёков, куратор проектов Департамента моделирования безопасности производственных процессов компании ЕвроХим;
-
Иван Барсола, исполнительный директор Дирекции по ESG ПАО Сбербанк;
-
Ксения Топоркова, руководитель по устойчивому развитию компании VK;
-
Олег Босенко, директор дирекции кибербезопасности компании IBS;
-
Елена Натарова, директор по маркетингу компании «ТЕРРА ТЕХ»;
-
Евгения Чистова, руководитель по устойчивому развитию компании «Вымпелком»;
-
Алина Иванюк, координатор Совета АПКИТ по устойчивому цифровому развитию, руководитель группы устойчивого развития компании IBS.
С приветственным словом к участникам встречи обратились модераторы дискуссии — директор по стратегическому развитию Национального ESG Альянса Мария Беркемайер и Наталья Починок, председатель Совета АПКИТ по устойчивому цифровому развитию и партнер направления Digital ESG в IBS, отметившая, что результатом встречи должна стать консолидация всех озвученных спикерами ESG-воздействий от цифровых решений, внедренных в компаниях. Также Наталья представила принципы и направления устойчивого развития, доработанные и утвержденные советом. В ближайшее время в рамках АПКИТ начнется разработка плана по присоединению к этим принципам и направлениям российских компаний.
Директор акселерации фонда «Сколково» Алексей Борисов озвучил результаты исследования по анализу ESG-эффектов от ИТ-проектов, получивших государственную поддержку через акселератор «Сколково», а также рассказал об обзоре международной практики. Основной вывод исследования: цифровая трансформация оказывает преимущественно положительное влияние на показатели ESG, однако для развития практик устойчивого цифрового развития необходимо разработать подход к оценке ESG-эффектов и сформировать соответствующее регулирование.
Иван Барсола в своем выступлении отметил, что невозможно отделить цифровую трансформацию от ESG-трансформации, и рассказал об опыте «Сбера». В компании разделили все продукты на три части: ESG-проекты (системно специально подготовлены для ESG-блока); продукты с ESG-составляющей; продукты, в которых не найдена ESG-составляющая. И сейчас основной целью является создание инструмента, который позволит определиться с внедрением того или иного ИТ-решения, исходя в том числе и из нефинансового аспекта.
Елена Натарова рассказала о применимости ИИ и ИТ-решений при работе со спутниковыми данными. В своем докладе Елена уже использовала направления устойчивого развития, утвержденные советом, и выявила ESG-эффекты, соответствующие части направлений.
Участники круглого стола представили собственные проекты в области ESG, которые уже реализованы в их компаниях, однако многие сошлись во мнении, что до сих пор не выработаны единые подходы к оценке ESG-эффектов. Ксения Топоркова отметила, что необходимо создание единого набора параметров, по которым можно было бы определить, является ли ИТ-проект ESG, поскольку сейчас нет универсального подхода. Наталья Починок поддержала коллегу и заявила о необходимости создания единой базы расчета ESG-эффектов.
Алина Иванюк рассказала о том, что группа компаний IBS уже разработала решение для мониторинга ESG-эффективности.
«Чтобы управлять ESG-воздействием — негативным, положительным, нейтральным — нужно начать отслеживать показатели по экологии, социальные и управленческие. С этой целью мы разработали ИТ-решение «Система цифровизации ESG-результативности», которое способно адаптироваться под специфику конкретной компании и призвано помочь сотрудникам рассчитывать углеродный след от деятельности компании; собирать и обрабатывать ESG-данные, структурировать их в необходимом формате; оценивать ESG-эффективность деятельности путем работы с первыми двумя модулями», — поделилась она.