Logo_IT-SUMMIT.png

Присоединение России к ITA - под вопросом.


Подписаться на новости

Российские переговорщики по вступлению России в ВТО (WTO) дезавуировали свои обещания присоединиться к соглашению ITA , предусматривающему полный отказ от взимания всех таможенных и иных пошлин на оборудование, связанное с ИТ.

19 октября Всемирный ИТ-альянс (WITSA), членом которого от России является ассоциация АП КИТ, уведомил дирекцию АП КИТ о намерении российских чиновников дезавуировать свои обещания присоединиться к соглашению ITA.

ITA - министерская декларация о торговле товарами информационных технологий. К ней большинство стран присоединяется при вступлении в WTO. При этом неприсоединение к ITA не является препятствием для вступления в WTO.

Смысл ITA заключается в том, чтобы страны участники в течение 3-х лет после подписания отказались полностью от взимания всех таможенных и иных пошлин на оборудование, связанное с ИТ (есть два списка, включающие оборудование для производства полупроводников и непосредственно оборудование ИТ). Соглашение ITA: версия на английском , версия на русском.

Стоит отметить историю вопроса. Еще в 2003 году и профильное министерство, и ассоциация АП КИТ уже рассматривали вопрос целесообразности, выгоды и угрозы для российской ИТ-индустрии от присоединения к WTO. Была встреча с М.Медведковым, были обсуждения в министерстве.

В ответ на запрос Министерства РФ по связи и информатизации в адрес АП КИТ «высказать свое профессиональное суждение о необходимости принятия мер по защите отечественного рынка и производителей ИТ - услуг и включения соответствующих положений в переговорную позицию России при вступлении в ВТО по сектору услуг - Компьютерные услуги» .

Ассоциация официально (письмом) довела до Министерства следующую позицию по данному вопросу:
Правление Ассоциации внимательно изучило переданные нам материалы и обсудило их на заседании Правления 19 ноября 2003г. Правление отметило важность данной проблематики и справедливое мнение Минсвязи России, полагающего что «регулирование доступа зарубежных поставщиков ИТ – услуг на отечественный рынок или полное отсутствие такого регулирования при условии вступления России в ВТО может существенно повлиять на положение отечественных поставщиков ИТ – услуг».
На заседании было также с удовлетворением отмечено то, что Министерство считает необходимым знать мнение отечественных компаний, участвующих в ИТ – бизнесе.

По результатам обсуждения Правление АП КИТ утвердило ( Протокол Заседания № 27) следующую позицию Ассоциации по данному вопросу:
«Последовательно выступая за снятие административных барьеров на пути развития ИТ-индустрии, ассоциация АП КИТ не видит оснований вводить ограничения по указанным в письме пунктам».

В том же 2003 российские переговорщики выдали документированное (правда не на высшем уровне) обязательство России о присоединении к ITA после вступления в ВТО.

И вот сейчас, в октябре 2011, судя по всему, представители Минэкономразвития решили дезавуировать обязательства по присоединению к ITA.

В тот же день, когда было получено письмо из WITSA Правление АП КИТ срочно рассмотрело этот вопрос. Правление поручило В.Макарову и М.Гуриеву проработать вопрос влияния этого отказа на ИТ-бизнес и предложить возможные шаги ( Протокол Заседания № 113).

22 октября 2011 представители Минкомсвязи обратились в АП КИТ за информацией по сути вопроса для выработки позиции данного Министерства по данному вопросу.

До представителей Министерства были доведены в том числе следующие соображения:

  • ИТ является огромным сектором мировой экономики, регулируемым WTO. Отказ России от присоединения к ITA будет однозначно воспринято всеми участниками ITA (а это ВСЕ страны, присоединившиеся к WTO в последние годы, а всего страны подписанты производят более 90% всей техники, регулируемой ITA) и нанесет урон имиджу страны.
  • Во всех конкурирующих на этом рынке странах взимание таможенных пошлин до подписания ITA являлось инструментом для защиты местного производителя в борьбе с конкурирующими импортными товарами. В России же система таможенных пошлин построена таким образом, что пошлины на комплектующие и компоненты выше пошлин на готовые изделия, поэтому в течение 15 лет производство "железа" в России практически прекратилось ввиду экономической бессмысленности.
    Поэтому взимание таможенных пошлин в России стало самоцелью для наполнения бюджета. То есть по факту взимание таможенных пошлин не приносит поддержки местной индустрии, а является дополнительным налогом на внедрение ИТ в экономике, в государственном управлении и социальной жизни.
  • Отменить такой налог просто необходимо, чтобы способствовать модернизации экономики - отмена всех таможенных пошлин и соответственно процедур таможенной проверки наконец-то восстановит экономический смысл производства ИТ-техники в России. Дело в том, что даже в случае равного размера таможенных пошлин на готовое изделие и на компоненты и комплектующие, расходы по таможенному администрированию для комплектующих и компонентов всегда больше, чем расходы для готовых изделий (поскольку в каждом изделии сотни и тысячи компонентов). Поэтому отмена таможенных пошлин и самих процедур контроля приведет к существенному изменению в электронной промышленности России - производить ИТ-технику в России станет ВЫГОДНО!
  • Отказ от таможенных пошлин на ИТ-оборудование и соответствующий отказ от дорогостоящей для производителя процедуры таможенного контроля позволит значительно повысить конкурентоспособность российского производителя ИТ-техники на мировом рынке, что приведет к росту поступлений в бюджет, повышению положительного сальдо торгового баланса и общему повышению конкурентоспособности экономики.
  • Поскольку ITA предусматривает трехлетний период отмены таможенных пошлин, на первом этапе можно убрать таможенные пошлины с комплектующих и компонентов, и сразу получить отдачу от запуска сборочного производства электроники, которое сейчас находится в состоянии ожидания (Foxconn, Flextronics). Это же позволит увеличить оборот компаний разработчиков ПО, которые ввозят в РФ ИТ-оборудование для целей разработки встроенного ПО и тестирования (это российские компании и почти все центры НИР зарубежных компаний - Intel, Motorola, EMC, HP, ...).
  • Даже независимо от роста налоговых поступлений от указанных производств, общее число созданных квалифицированных рабочих мест только по указанным предприятиям составит не менее нескольких тысяч в течение года. Это означает приток иностранных инвестиций, приток страховых взносов. Социальная отдача от присоединения к ITA может оказаться принципиально более важным фактором, чем прямое снижение поступлений от таможенных пошлин, хотя и рост поступлений в бюджет от налога на имущество (от инвестиций в производство) и налога на прибыль будет компенсировать потерю от отказа от таможенных пошлин. К этому расчету надо добавить рост поступлений от роста экспорта и непрямые последствия в виде роста объемов обслуживающих производств и инфраструктуры (образование, логистика, снижение расходов на таможенные службы). К указанным факторам необходимо прибавить рост инвестиций непосредственно в ИТ, поскольку "налог на ИТ" (таможенные пошлины) пойдут не через бюджет, а напрямую в ИТ-индустрию и приведут к ускорению модернизации экономики.
  • Торможение роста, непонятно для чего создаваемое искусственное сопротивление инвестициям в Hi Tech производство при «избранном курсе на модернизацию» и интеллектуальную независимость: при введении пошлин и без того скромные привносимые деньги пойдут в более высокодоходные сферы, а IT и наука, являющиеся long term investment, останутся без средств; что приведет к дальнейшему отставанию, оттоку кадров, etc. Какой смысл отказываться от здравых, выбранных всеми продвинутыми и не очень, странами – членами ВТО, соглашений и принципов и изобретать в очередной раз велосипед, теряя темп и время? Не столь существенные средства в рамках всей экономики, дополнительные пошлины на продукцию высоких технологий, очевидно притормозят механизм создания отечественной индустрии 21 века. А необходимо наоборот, пытаться найти пути ускорения этого процесса, так как отставание необычайно велико. Какой смысл все время кивать в сторону Китая, восхищаясь их достижениями, и отметать все то, что привело к такому результату.
  • Как следует из текста этого соглашения, подписавшие его имеют возможность общения и обсуждения практически в обязательном порядке по обмену мнениями, что необходимо для совершенствования нашей научно-производственной базы. Отказ от подписания его приведет к очередному попаданию «за борт».

Ознакомившись с этими и другими соображениями, Минкомсвязи, которое должно было подготовить срочное мнение в Правительство, поступило очень осторожно, отметив, что с одной стороны присоединение может положительно сказаться на части отрасли, но в тоже время, необходимо оценить степень влияния на предприятия электроники. И рекомендовало получить мнение Минпромторга.

Вопрос окончательно не решен. И желающие могут попытаться оказать влияние при решении его в ту или иную сторону.