Logo_IT-SUMMIT.png

Заседание рабочей группы «Стратегические компьютерные технологии и ПО» Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу подготовки ИТ-кадров


Подписаться на новости

26 мая 2010 г. представители АП КИТ выступили на заседании рабочей группы «Стратегические компьютерные технологии и ПО» Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу подготовки ИТ-кадров

Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России под председательством Президента России Д.Медведева была создана весной 2009 г. Министр образования и науки А.Фурсенко возглавляет одну из рабочих групп Комиссии — «Стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение».

На заседании 26 мая под руководством министра А.Фурсенко обсуждались два вопроса:

I. Подготовка высококвалифицированных кадров в области ИТ. Докладчики: Н.Комлев, исп. директор АП КИТ и Б.Нуралиев, руководитель Комитета АП КИТ по образованию.

II. О ходе реализации проектов "Разработка базового ряда супер-ЭВМ" и "Разработка технологий проектирования и имитационного моделирования для супер-ЭВМ на основе базового программного обеспечения". Докладчик: В.Костюков директор Института теоретической и математической физики РФЯЦ-ВНИИЭФ (г. Саров).

Представители АП КИТ рассказали о текущей и перспективной ситуации в России с ИТ-кадрами: объеме потребности в них российской экономики, об экспертизе образовательных стандартов и программ на соответствие профстандартам, о формах взаимодействия ИТ-бизнеса с образованием для улучшения качества подготовки ИТ-специалистов в вузах и ссузах и др. Был озвучен ряд предложений, способных системно повлиять на ситуацию с ИТ-кадрами.

Затем состоялось обсуждение, в котором приняли участие другие участники заседания: В.Садовничий (МГУ), А.Солдатов (Минкомсвязи РФ), Н.Касперская («Лаборатория Касперского»), Т.Яппаров (АйТи), Н.Добровольский (Parallels), М.Лящ («Компьюлинк»), Д.Тараба (Nvision) и другие.

Министр поблагодарил АП КИТ за подготовку и развитие проекта профессиональных стандартов, предложил совместно ассоциации АП КИТ и Союзу ректоров создать рабочую площадку для обсуждения вопросов развития ИТ-образования, рекомендовал развивать исследовательский проект АП КИТ по оценке перспектив потребности в ИТ-кадрах с углублением в разрезе профессий и компетенций. Он отметил, что популярность ИТ растет — число желающих сдавать единый госэкзамен по информатике выросло на 18%. Размышляя над причинами того, почему все же учиться на ИТ идет не так много школьников, А.Фурсенко предположил, что на профессии ИТ идут не так много в том числе из-за того, что работа ИТ-специалиста — это труд. А ориентация на тяжелый труд не является сегодня привлекательной. Министр предложил ИТ-сообществу идти в школу, помогать там с более ранней профориентацией.

Комментируя предложение АП КИТ о мерах по привлечению к преподаванию ИТ-дисциплин работающих ИТ-специалистов, министр отметил необходимость создания условий для комфортного вхождения ИТ-бизнеса в учебные заведения, предложил предусмотреть в ВУЗах специальные ставки для преподавателей из ИТ-компаний.

Первый вопрос повестки обсуждался почти 2 часа. Основные предложения, озвученные участниками заседания:

  1. Повышение бюджетного финансового обеспечения обучения студентов по высокотехнологичным направлениям, в том числе по направлению информационных технологий.
  2. Ежегодное повышение квалификации в области современных ИТ не менее 1 000 преподавателей информационных технологий учреждений высшего и среднего профессионального образования.
  3. Выделение дополнительных ставок учреждениям высшего и среднего профессионального образования для привлечения специалистов высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе ИТ-индустрии, к преподаванию профильных дисциплин.
  4. Включение в целевые индикаторы отчетности высших учебных заведений показателя вовлеченности специалистов высокотехнологичных отраслей промышленности в преподавательскую деятельность.
  5. Поддержка базовых кафедр предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию, в высших учебных заведениях.
  6. Совершенствование подготовки ИТ-специалистов на базе учреждений среднего профессионального образования, стимулирование кооперации с учреждениями высшего образования и работодателями.
  7. Подготовка предложений по профессиональной ориентации школьников в области ИТ-технологий.
  8. 8. Формирование совместно АП КИТ + Российский союз ректоров площадки бизнеса и образования для обсуждения проблем подготовки ИТ-специалистов.
  9. Подготовка АП КИТ совместно с Минкомсвязи России перспективного прогноза потребности российской экономики в ИТ-специалистах в разрезе профессионально-квалификационной структуры.
  10. Продолжение под эгидой АП КИТ разработки и актуализации профессиональных стандартов в области ИТ совместно с Минкомсвязи России.

По итогам заседания были приняты следующие решения:
  1. Принять к сведению доклады Исполнительного директора Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Комлева Н.В. и руководителя Комитета Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий по образованию Нуралиева Б.Г. с предложениями в части подготовки высококвалифицированных кадров для ИТ-отрасли.
  2. Российскому союзу ректоров (Садовничему В.А.) и Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (Комлеву Н.В.) рекомендовать создать рабочую группу из представителей сферы образования и ИТ-бизнеса для обсуждения проблем подготовки ИТ-специалистов и выработки совместных предложений по подготовке высококвалифицированных кадров для отечественной ИТ-отрасли.
  3. Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (Комлеву Н.В.) рекомендовать подготовить прогноз на среднесрочную перспективу потребности российской экономики в ИТ-специалистах в разрезе профессиональной структуры отрасли.
  4. Минздравсоцразвития России (Голиковой Т.А.) совместно с Минкомсвязью России (Щёголевым И.О.), при участии Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий продолжить разработку и актуализацию профессиональных стандартов в области информационных технологий.
  5. Минобрнауки России совместно с Минкомсвязью России (Щёголевым И.О.), при участии Российского союза ректоров и Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий подготовить предложения по профессиональной ориентации школьников в части изучения программирования и ИТ-технологий.
  6. Минобрнауки России совместно с Минкомсвязью России (Щёголевым И.О.), при участии Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий проработать предложения по механизмам поддержки базовых кафедр высших образовательных учреждений и лабораторий предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию и занимающихся подготовкой высококвалифицированных кадров для ИТ-отрасли.
  7. Минобрнауки России в рамках подготовки Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы предусмотреть возможность реализации мероприятий по повышению квалификации в области применения современных ИТ-технологий преподавателей информационных технологий учреждений высшего и среднего профессионального образования.