Заседание Комиссии Общественно-государственного совета по вопросам оценки квалификаций прошло под руководством председателя Комиссии А.Г. Свинаренко, с участием представителей РСПП/ НАРК, АП КИТ и других деловых объединений и корпораций.
На рассмотрение были вынесены следующие проекты документов:
- Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций системы независимой оценки качества профессионального образования.
- Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров системы независимой оценки качества профессионального образования.
- Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.
- Общие требования к экспертам по оценке и сертификации квалификаций системы независимой оценки качества профессионального образования.
Н.Комлев, исполнительный директор АП КИТ, член Комиссии сообщил о замечаниях к документам, подготовленных членами Комитета АП КИТ по образованию.
А.Карачинский, член бюро Правления РСПП, президент IBS напомнил еще раз о цели введения института независимой оценки квалификаций. Он отметил, что сегодня работодатели ориентируются только на диплом «качественных» ВУЗов. Независимая оценка, подтвержденная сертификатом - это механизм «над» системой образования. Проект сложный. Он будет успешным, если удастся построить бескомпромистную систему оценки качества. Работодатель должен иметь возможность подать заявку на отзыв лицензии тех центров, которые выдают сертификаты всем подряд.
А.Вучкович, Директор Департамента управления персоналом ОАО «Объединенная Авиастроительная Корпорация» отметила, что в их корпорации сегодня не верят вообще никаким дипломам, даже самых престижных ВУЗов, а при приеме на работу сами определяют уровень знаний кандидата. Поэтому институт независимой оценки квалификаций сначала должен быть ориентирован больше на массовые несложные специальности.
А.Свинаренко отметил, что несмотря возможные недоработки системы, несмотря на прогнозируемые сложности с наличием самих оценщиков знаний, институт необходимо развивать.
По итогам заседания было решено утвердить рассмотренные документы в целом и доработать с учетом замечаний.
Экспресс-комментарии и вопросы экспертов Комитета АП КИТ по образованию к документам, вынесенным на заседание Комиссии ОГС по вопросам оценки квалификаций 07/12/2010
- Документ «Порядок наделения…» не предусматривает участие отраслевых ассоциаций/объединений работодателей в процессе выбора ЦОСК, что кажется неправильным. Предлагаем внести соответствующую поправку.
- Требования к экспертам обозначены весьма туманно
(нет никакой уверенности, что это будут действительно эксперты ) и, по сути, отданы на доработку/уточнение ЭМЦ. Предложение — более развернуто прописать требования. - Слабо прописана тема выбора ЭМЦ – в итоге стать им может кто угодно по решению Совета.
- Требования/функции к самим ЭМЦ еще более расплывчаты и заканчиваются на внесении победителя в реестр.
- На какой срок дается этот статус (сроки договора в п.10 не указаны)?
- Чем его нужно подтверждать? С какой периодичностью осуществляется «аудит дееспособности» ЭМЦ?
- За что можно лишить ЭМЦ этого статуса (расторгнуть договор)?
- Сколько вообще может быть ЭМЦ в одной области (виде) деятельности?
Если несколько – конкуренция, тогда как эти конкурирующие ЭМЦ между собой соотносятся / взаимодействуют?
Если ЭМЦ может быть только один в одной области деятельности, т.е. монополия, то по какому все же принципу Совет будет выбирать «наиболее достойного»? Того, кто первый подал заявку? - Как «заинтересованная общественность» может контролировать решение Совета о присвоении кому-то статуса ЭМЦ? Совет-то общественно-государственный
- Казалось бы, критичным представляется «Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах» – но в нем больше о том, сколько фотографий нужно принести.
Значит всё главное – как на основе ПС возникают конкретные действия при сертификации и кто утверждает (и отвечает), что это именно то что надо?
Вроде бы теоретически это ЭМЦ, но тогда возникает в полный рост вопрос номер 3.
Эксперты Комитета АП КИТ по образованию
www.apkit.ru