Logo_IT-SUMMIT.png

В Госдуме прошло 2-е чтение законопроекта, ограничивающего заемный труд


Подписаться на новости

26 апреля 2013 г. Госдумой РФ принят во 2-м чтении проект федерального закона N 451173-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов "заемного труда" или другими способами).

Тема «заемного труда» или аутстаффинга касается довольно многих крупных ИТ-компаний, в частности представительств вендоров, которые используют услуги профильных компаний (например, http://www.manpower.ru/employers/).

Законопроект был внесен в Госдуму еще в 2010 г. В пояснительной записке есть слова о «получившем широкое распространение дискриминационным отношением со стороны работодателей к трудовым мигрантам», об «уклонении работодателей от заключения трудовых договоров путем использования механизмов заемного труда» и пр. Одним словом – это инициатива Комитета ГосДумы по труду, социальной политике. Ассоциация АП КИТ отслеживает прохождение этого законопроекта. В 2012 г. в рамках рабочей группы при Комитете озабоченность отрасли тем, что законопроект может ухудшить правовую среду для ИТ-компаний, была доведена. Однако, каких-либо консолидированных поправок ассоциация не направляла.

В проекте имеется прямой запрет заёмного труда. Однако законодатель, указывает, что заемный труд не включает в себя выполнение обусловленной трудовым договором трудовой функции работником, временно направленным работодателем к другому физическому или юридическому лицу по договору о предоставлении труда работников.

Таким образом, «заёмный труд» всё-таки остаётся, только под новым названием и по новым правилам. Что это за правила? Теперь использовать труд направленных работников возможно только в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами этих работников с направляющей стороной (т.е. с Компанией предоставляющей этого самого работника).

Помимо этого законодателем установлены дополнительные ограничения (представленный в проекте перечень не является исчерпывающим) на направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала). Если Вы собираетесь использовать работников на опасных производственных объектах, заменить ими участвующих в забастовке или отказавшихся от выполнения работы (в случаях и в порядке, установленных трудовым законодательством) сотрудников, то направление Вам работника будет не допустимо. Равно как и при осуществлении, Вами процедуры банкротства или в случае, если число работников, привлекаемых по договору, превышает 10% от среднесписочной численности Ваших работников, то решение о заключении договора необходимо принимать с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия локальных нормативных актов. Если такого органа у Вас нет, а потребность в работниках есть - то вооружайтесь Трудовым кодексом и решайте эту дилемму «созидательным» путём.

Формулировки ограничений выстроены законодателем таким образом, что их в первую очередь должна учитывать «направляющая сторона».

Услуги по аутстаффингу (по предоставлению труда работников) могут осуществлять частные агентства занятости, прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности. Так же законодатель возложил на них обязанность по уплате страховых взносов с заработка направленных работников исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности «заказчика», а также надбавок к страховому тарифу и скидок с него, устанавливаемых с учетом результатов аттестации по условиям труда рабочих мест, на которых фактически работают направленные работники.

Для компаний использующих наёмный труд, это положение может стать защитой от претензий налоговых органов об экономии фирм на уплате налогов и сборов в социальные фонды.

Подробнее – см. паспорт законопроекта http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=451173-5&02