Logo_IT-SUMMIT.png

Позиция АПКИТ по проекту «глобальной лицензии» направлена в 3 министерства


Подписаться на новости

Ассоциация АПКИТ сформировала экспертное заключение – позицию по проекту «глобальной лицензии» и направила ее в 3 министерства (названные в поручении Первого заместителя Председателя Правительства И.Шувалова). Ранее АПКИТ приняла участие в формировании позиции профильной комиссии РСПП по данному вопросу.

Преамбула:
Российский Союз Правообладателей подготовил проект поправок в Гражданский кодекс РФ «в части совершенствования оборота интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Проект вводит понятие «глобальная лицензия на использование произведения науки, литературы и искусства». Аккредитованная государством организация будет заключать с желающими лицензионные договоры, по которым лицензиат получит право воспроизводить на электронных носителях произведения, «в том числе запись в память ЭВМ», и доводить их до всеобщего сведения. Правообладатели будут получать вознаграждение на условиях «глобальной лицензии» от операторов связи, «оказывающих услуги по предоставлению доступа и передаче данных в информационно-телекоммуникационных сетях». Сбором средств займется уполномоченная государством организация. Первый заместитель Председателя Правительства И.Шувалов дал поручение до 5 декабря разработать пакет предложений по установлению сборов с распространителей контента в Интернете. В частности упомянуты: Минкомсвязи, Министерство культуры и Минэкономразвития. Ознакомиться с текстом проекта: http://www.apkit.ru/files/global_lic_text.pdf

Экспертное заключение – позиция АПКИТ относительно Концепции глобального лицензирования в информационно-коммуникационной сети Интернет и законопроекта «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях».

Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) является одним из самых активных и эффективных участников противодействия компьютерному пиратству, оказывает большую методическую поддержку правоохранительным органам в части защиты авторских прав. При этом мы полагаем, что «концепция глобальной лицензии», разработанная Российским союзом правообладателей (РСП), способна привести к негативным последствиям в части управления правами интеллектуальной собственности в сети интернет. Концепция предлагает юридически и экономически неверный механизм достижения заявленной цели. Предложенные в Концепции меры не соответствуют интересам Интернет-пользователей, операторов связи, администраторов сайтов, информационных посредников, авторов и правообладателей. Реализация Концепции затруднит самостоятельное использование исключительных прав в Интернете правообладателями и может привести к нарушению международных договоров, а также законодательства Российской Федерации.

1. Концепция необоснованно ограничивает право операторов связи на ведение предпринимательской деятельности, принуждая их выплачивать вознаграждение за предоставление глобальной лицензии. Также Концепция обязывает Операторов связи проводить мониторинг всей активности пользователей, анализ всего трафика. В соответствии с действующим законодательством подобный контроль незаконен, поскольку представляет собой нарушение обязанности оператора связи обеспечить соблюдение тайны связи, установленной ст. 63 126-ФЗ «О связи».

2. Концепция противоречит интересам Интернет-пользователей, поскольку фактически вводит «налог на Интернет», не обеспечивая доступность произведений в Интернете. Концепция изначально основывается на ошибочном предположении о том, что весь без исключения распространяемый в сети Интернет контент является нелегальным, и все без исключения пользователи Интернет используют этот контент незаконно.

3. Концепция создаёт модель, при которой приобретение услуг связанных с доступом в Интернет сопровождается приобретением других услуг (по предоставлению доступа к объектам авторских и смежных прав), что не только является нарушением положений закона «О защите прав потребителей», но и затронет интересы авторов и правообладателей, поскольку затруднит самостоятельное распоряжение исключительными правами в Интернете.

4. Концепция и законопроект игнорируют интересы администраторов сайтов и информационных посредников, поскольку не освобождают их от ответственности за нарушения исключительных прав, совершаемые их пользователями.

5. Реализация Концепции и законопроекта приведет к нарушению обязательств, принятых Российской Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию (далее – «ВТО»), т.к. предоставление права сбора и распределения платежей уполномоченной аккредитованной организации является нарушением обязательств об отказе от бездоговорного управления интеллектуальными правами, принятых Российской Федерацией при вступлении в ВТО.
Реализация Концепции также приведет к нарушению ряда положений международных конвенций и договоров, а также положений Гражданского кодекса, запрещающих установление формальностей, выполнение которых необходимо для осуществления авторских прав. Концепция противоречит нормам международных конвенций и договоров, которые ставят обязательные условия для ограничения исключительных прав.

6. Глобальная лицензия предоставляет право использования произведений на территории Российской Федерации. Однако, Интернет имеет глобальный характер, как и отношения, которые складываются в нем. Разместив или скопировав файл в Интернете, пользователь, как правило, использует произведение во всем мире.

7. Реализация Концепции приведёт к ситуации, в которой рыночная конкуренция фактически исчезает, заменяясь искусственной моделью основанной на перераспределении собранных нерыночными способами средств по непрозрачным правилам, но с четким потолком выплат, совокупно равным сумме сборов, что фактически является фиксацией объема рынка. Такое положение неминуемо приведет к деградации и полному упадку индустрий, основанных на авторском праве.

8. При анализе Концепции применительно к конкретным сегментам рынков, выявляются и вполне конкретные и полностью игнорируемые авторами противоречия. Поясним на примере программ для ЭВМ (хоте это относится и к другим объектам). В пояснительной записке указано, что в предмет лицензирования не будут включены программы для ЭВМ. Но поскольку в тексте законопроекта это явно не указано и с учетом практики постепенного распространения антипиратских законов с предметов культуры на программы для ЭВМ, мы исходим из того, что в процессе прохождения законопроекта его действие может распространиться и на программы для ЭВМ.

В этом плане представляются не проработанными следующие моменты:

  • Как предполагается распределять денежные средства между правообладателями программных продуктов? Нелегальные копии широко представлены в Интернет, и, к сожалению, пользуются большой популярностью у недобросовестных пользователей. Стоимость легальных аналогов различных программ отличаются друг от друга на несколько порядков (в десятки и сотни раз), и справедливое распределение взысканных с операторов связи средств по их правообладателям в этой связи представляется принципиально невозможным.
  • Существует множество продуктов, ориентированных либо на бизнес-пользователей, либо на все категории (и бизнес, и обычный потребитель контента, в т.ч. игрового). Неясно, как можно за счет сбора с физических лиц финансировать потери индустрии от использования программ для ЭВМ юридическими лицами.

Таким образом, предусмотренные в Концепции, меры нарушают интересы всех участников отношений по использованию произведений в сети Интернет, а также не соответствуют международным договорам и законодательству Российской Федерации.

Скачать Позицию в виде файла: http://www.apkit.ru/files/Lett_glob_lic_APKIT_imho.doc