5 октября 2010 г. под эгидой Российского Союза ректоров прошло обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ», способного повлиять на подготовку ИТ-кадров
Обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ» прошло в форме конференции «Современные подходы к формированию законодательных основ образования» с участием Министра А. Фурсенко, Президента РСР, Ректора МГУ В.Садовничего, делегаций ВУЗов России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, а также представителей Австралии, Испании, Китайской Народной Республики, Швейцарии, Японии и представителя ассоциации АП КИТ ;-)
Поскольку организатором мероприятия выступил РСР, обсуждалось, прежде всего, влияние законопроекта на высшее образование и образование вообще. Среди новаций законопроекта:
- введение новой ступени - «дошкольного образования»;
- упразднения «начального профобразования»;
- перенос аспирантуры и докторантуры в послевузовское профобразование;
- изменение типов образовательных организаций;
- введение кредитно-модульной системы организации образовательного процесса;
- введение новых экономических институтов в сфере образования (образовательное кредитование, формирование целевого капитала, коммерческая концессия (франчайзинг), инвестиции;
- отсутствие как самостоятельной формы «дистанционного образования»
и др.
В РСР основательно подошли к обсуждению законопроекта. Заранее поправки в законопроект прислали региональные союзы округов (в сумме около 200 страниц).
От АП КИТ выступил Н.Комлев, исполнительный директор ассоциации. Он высказал следующие замечания и предложения, касающиеся обсуждаемого ФЗ (тезисы не являются официальной позицией АП КИТ, а являются результатом экспресс-анализа):
1. Баланс интересов ИТ-индустрии, образовательных организаций и государства
1.1. Анализируя критику законопроекта со стороны различных сообществ, можно встретить упреки авторам законопроекта в отсутствии гарантий выпускникам ВУЗов на трудоустройство. Это очень важный вопрос. Но полной гарантии для всех быть не может и не должно. Иначе исчезнет стимул для качественного обучения. Необходимо создать условия для востребованности выпускников, чтобы их учили тем знаниям и умениям, которые нужны работодателем.
Сегодня требования к работникам агрегированы в системе профессиональных стандартов. Их разработкой занимаются профессиональные и деловые сообщества. По замыслу Минобрнауки образовательные стандарты должны строиться на базе профессиональных. В нашей сфере информационных технологий все чаще так и происходит. Однако в рассматриваемом законопроекте вообще нет упоминания об этом инструменте.
Предлагаем ввести профстандарты в законопроект - изложить второй абзац Статьи 18 п.11 в следующей редакции (добавление выделено)
- «Разработка федеральных образовательных стандартов осуществляется с привлечением объединений работодателей и органов исполнительной власти, заинтересованных в подготовке кадров по соответствующим профессиям, направлениям подготовки и специальностям, а также государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных организаций, представителей научно-педагогических сообществ. При наличии соответствующего профессионального стандарта, разработка образовательного стандарта осуществляется с учетом требований к профессии, профессиональным компетенциям им уровням образования, изложенным в профессиональном стандарте.»
1.2. Статья 77 «Участие объединений работодателей в реализации госполитики и управления в сфере образования» представляется в целом актуальной. Авторы проекта отразили важную роль в предоставлении объединениями работодателей в адрес госорганов результатов мониторинга и прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах, об участии в разработке образовательных стандартов.
Однако предоставлять прогнозы объединения предоставляют и сейчас без указаний об этом в законе. Новый законопроект не добавляет к этому ничего. Например, не накладывает на госорган никаких обязанностей по рассмотрению предоставленной информации и реакции на нее.
В тоже время п.3 этой же 77 статьи вводит обязанности для работодателей, что юридически не корректно (это «Закон об образовании», а не «Об объединениях работодателей»).
Предлагаем переписать пункт 3 статьи 77 в следующей редакции:
- «3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования обязан:
информировать объединения работодателей и отраслевые некоммерческие организации о готовящихся проектах документов, определяющих государственную политику в области профессионального образования;
рассмотреть экспертные заключения и предложения, предоставленные объединением работодателей и отраслевым некоммерческим организациям, по вопросам совершенствования законодательной базы и нормативно-правового обеспечения развития профессионального образования;
обеспечить возможность участия объединений работодателей и отраслевых некоммерческих организаций в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам.»
3. О нижней границе образовательной деятельности.
ИТ-бизнес заботится о качестве основного образования. Тем не менее, мы считаем, что необходимость получения лицензий служит излишним барьером для осуществления дополнительной профессиональной подготовки.
Предлагаем зафиксировать в статье 2 рассматриваемого законопроекта, а также в «Положение о лицензировании образовательной деятельности» (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 277) норму, регламентирующую возможность дополнительной профессиональной подготовки в области ИТ в объеме менее 72 академических часов без выдачи лицензий на образовательную деятельность.
Для чего изложить в Статье 2. «Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе» определение «образовательной деятельности» в следующей редакции (добавление выделено):
- «образовательная деятельность – целенаправленные последовательные действия, осуществляемые управомоченным ** юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) с целью реализации образовательных программ, программ профессиональной подготовки, а также предоставлению дополнительных образовательных услуг продолжительностью более 72 ак.часов;»
** термин «Управомоченный» - это не опечатка — так написано в законопроекте
4. Дистанционное (заочное) образование
Дистанционного образования, как формы в законе нет (ст. 21 п. 2) - есть заочное. При этом образование с использованием технологии интернет ширится не только в среде заочного, но и очного обучения.
Законопроект должен отразить эти реалии, т.к. сегодня с этой формой образовании есть проблемы.
Необходим отказ от жесткого регламентирования требований для заочного образования – этого нет в законе, но нормативные акты фактически закрывают дорогу "новому заочному" (дистанционному) образованию, эти нормы привязывают количество обучаемых к квадратным метрам и прочим, бессмысленным в данном случае, требованиям.
Образовательные организации, практикующие интернет-обучение, не могут в Москве получить лицензию в установленные законом сроки, и при этом лицензия выдается только на срок аренды помещения.
Можно также прописать эту (дистанционную) форму образования в законопроекте
5. Дополнительное финансирование преподавателей
Один из актуальных вопросов для преподавателей — повышение заработной платы. Для ИТ-бизнеса это вопрос удержания и поощрения эффективных ИТ-преподавателей.
Одним из путей решения этой проблемы является возможность доплаты преподавателям от коммерческих компаний и/или НКО. Вопрос дискуссионный, но важный.
На сегодня нет механизма грантов. Пожертвования на определенные цели необходимо делать из чистой прибыли, а преподаватель должен заплатить подоходный налог.
Где, в каком законе это отразить - однозначного мнения нет, но вопрос важный. Возможно, какой-то шаг к решению этой проблемы можно сделать уже при корректировке данного законопроекта.
С законопроектом «Об образовании в Российской Федерации» можно ознакомиться здесь http://mon.gov.ru/dok/proj/
Ваши поправки и предложения в ФЗ или в тезисы, озвученные Н.Комлевым можно прислать в адрес Комитета АП КИТ по образованию edu@apkit.ru