Logo_IT-SUMMIT.png

Обращение Ассоциации АП КИТ к международным компаниям-вендорам, работающим в России


Подписаться на новости


Уважаемые коллеги!

В настоящее время, в связи с серьезными изменениями экономической ситуации, российские участники ИТ-рынка проявляют особенное внимание к юридическому оформлению взаимных обязательств. Одна из причин этого – высокие риски, связанные с возможными отказами заказчиков от продолжения уже начатых проектов.

В частности, реальной проблемой стала возможность отказа конечных заказчиков от получения и/или оплаты услуг по технической поддержке программных и аппаратных продуктов до истечения срока, указанного в контракте. Право на это подтверждено российским законодательством, так как в соответствии с Гражданским Кодексом РФ оплате подлежат лишь фактически оказанные услуги (п. 1 ст. 779, п.1 ст. 781 ГК РФ). Данная позиция была поддержана решениями арбитражных судов РФ. Опираясь на эти решения, Минфин РФ информировал налогоплательщиков, что соответствующие расходы (оплаченные, но фактически не полученные услуги) не могут быть включены предприятием-заказчиком в себестоимость.

С другой стороны, по состоянию на ноябрь 2009 года партнерские договоры российских компаний с международными вендорами, в основном, заключаются по праву европейских стран. В этих договорах не предусмотрена возможность отказа от услуг технической поддержки до истечения оплаченного периода, при этом плата за очередной период (как правило, год) вносится вперед.

В результате обязательства российских партнеров перед вендорами и обязательства конечных заказчиков перед партнерами оказались несимметричны, что в настоящее время ведет к значительным убыткам в случае отказа заказчиков от услуг до истечения оплаченного партнером периода.

Правление АП КИТ, рассмотрев на своем заседании данную ситуацию, приняла решение обратиться к международным компаниям-вендорам программного и аппаратного обеспечения со следующей рекомендацией:

  1. Принять меры по гармонизации взаимных юридических обязательств между участниками ИТ-рынка, действующими на территории РФ, на основе законодательства Российской Федерации
  2. Предусмотреть в договорах с российскими партнерами возможность компенсации ранее произведенных платежей (или отказа от оплаты последующих периодов) по технической поддержке в случае, если конечные заказчики, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, отказались от дальнейшего получения данных услуг.

Такие изменения привели бы к гармонизации интересов и обязательств участников ИТ-рынка на основе принципа оплаты фактически оказанных услуг, закрепленного в российском праве, и стали бы серьезным вкладом в развитие российского рынка.

Обращение принято Правлением АП КИТ «18» ноября 2009 года.

По поручению Правления АП КИТ

Николай КОМЛЕВ
Исполнительный директор АП КИТ