Logo_IT-SUMMIT.png

Конференция «Развитие конкуренции в России: что могут сделать федерация, регионы и компании».


Подписаться на новости

26 ноября 2010 г. представители АП КИТ и Руссофт предложили не увеличивать социальные выплаты, участвуя в конференции «Развитие конкуренции в России: что могут сделать федерация, регионы и компании».

Конференцию организовали Минэкономразвития РФ и Правительство Москвы.

В такой форме они обозначили намерение пойти на некоторые изменения законов и правил для усиления конкуренции в стране и в Москве.

Пленарную часть конференции вела Эльвира Набиуллина, министр экономического развития, передавая иногда модерирование Сергею Гуриеву, ректору РЭШ.

Сергей Собянин
, мэр Москвы заявил: «К сожалению, в Москве, ... мутная среда инвестиционных контрактов, которые являются образцом российской коррупции, чиновничьего беспредела и в целом бестолковщины». После чего покинул конференцию.

Эльвира Набиуллина, выступая с докладом отметила, что власть вместе с бизнесом должны поднять уровень конкуренции в стране. Сегодня по интенсивности конкуренции на товарных рынках Россия занимает 102-е место из 133, по уровню административных барьеров — 124-е, по сложности таможенных процедур — 130-е. «Вся система государственных закупок требует серьезного изменения. Сейчас эта процедура остается очень коррумпированной, появляются все новые формы коррупции». Э.Набиулина подчеркнула, что сейчас конкурентная борьба идет не за потребителя, а за доступ к чиновнику.

Сектор ИТ она обошла стороной, упомянув телеком: «Мы гордились, что сектор телекома был конкурентным и наши операторы выходила на мировой рынок, но сегодня ситуация усложнилась». Необходимо развивать 4G, интернет, но бюрократические сложности с развитием этого возросли.

Тезисы выступления Э.Набиуллиной: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20101126_06

Андрей Шаронов, управляющий директор «Тройка Диалог», полемизируя с Гуриевым, заметил, что «приватизация не ведет однозначно к конкуренции». Конкуренция - двуединый процесс это среда и уровень конкурентоспособности. В России нет спроса на конкурентную среду. На сегодня она нужна только потребителям, но они не объединены. «Мы уже давно нарушаем дух Конституции, которая говорит о равенстве всех видов собственности. Де-факто, а иногда и де-юре мы создаем преференции госсобственности». Нынешняя борьба правительства за инновации - в этом нет ничего плохого, но «я не верю в способ реализации». Госзакупки - важнейший инструмент конкуренции. С этим институтом стали считаться все, но остаются проблемы, нужна корректировка. Администативная реформа в государстве не закончена. Есть непоследовательность действий.

Олег Чиркунов, губернатор Пермского края отметил, что ощущает «ритуальность мероприятия, что кажется, сейчас помолимся на конкуренцию и снова пойдем грешить дальше». Он заявил, что самая большая проблема сегодня в неравной конкуренции между бизнесом и государством.

ФЗ 94 плох и для коррупционеров и для эффективных руководителей. В нем вся конкуренция по единственному параметру - по ценовому, что приемлемо только для массового простого товара.

Эльвира Набиуллина заявила, что пора перейти от диагноза, от «плача Ярославны» к конкретным шагам. В качестве примера она рассказала, что «с 1 января 2011 года вводится в действие канал электронного взаимодействия предпринимателя с лицензирующими органами. Разработаны правила недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта, к услугам в аэропортах.... Уже функционирует система электронных торгов в сфере госзаказа». Рассказала также о создании нового Департамента развития конкуренции и специального интернет-ресурса http://competition.gov.ru/

Лев Хасис заявил, что без плача Ярославны тоже нельзя. И иложив некоторые претензии бизнеса, сказал, что «бороться нужно не за конкренцию, а с барьерами». Он предложи де факто уравнять все разрешенные законом виды бизнесы (а то многие руководители поддерживают производителей, в т.ч. сельхоз производителей, а к торговому бизнесу относятся более пренебрежительно). Необходима ревизия законодательства, нужно отменить акты мешающие бизнесу. Власть борется не за то, чтобы стало меньше слабых, а чтобы меньше сильных. Сильные компании очень нужны России, особенно перед вступлением в ВТО.

Евгений Примаков, президент ТПП заявил, что без вмешательства государства, без НИР, НИОКР, без машиностроения не может быть конкуренции. «В США General Motors в прошлом году потратила на НИОКР в десять раз больше, чем все наши крупные компании вместе взятые» Если оставить бизнес как есть, то он будет заниматься своим делом, а не думать о развитии технологического производства. Бизнесу выгодно ввозить устаревшее оборудование. Не надо призывать к тому, что государство должно уйти из регулирования.

Примаков заметил, что государство не задумывается об изменении конкурентной среды на более глобальном уровне - с созданием Таможенного союза. Так в Казахстане НДС, НДФЛ, налог на прибыль меньше, чем в России. И естественно у российских предпринимателей будет прямая мотивация для ухода туда, где выгоднее. Он подвег сомнение идею Кудрина решить проблему наполнения бюджета исключительно ростом налогов.

Владимир Мау, ректор АНХ, заметил, что мы живем в уловиях падающей эффективности законодательства. «Когда ссылаются на культурно-исторические особенности, обычно хотят что-то украсть. Тем не менее, позволю себе сравнение» Мы платим налоги не столько, сколько положено по закону, а столько, сколько можем. Мы платим столько налогов, чтобы хан пришел один раз, а не два. Мы заплатим сколько можем и не будем интересоваться, куда они пойдут. Но если я плачу то и ты не вмешивайся. Отсутствие спроса на конкуренцию объяснимо обилием рентных доходов.

Никита Белых, губернатор Кировской области, говоря о ситуации с законом о торгах, сформулировал: «В России две беды не соблюдение 94 закона и его соблюдение». «Министр говорила правильные вещи, но вы объясните это Шойгу, Онищенко».

На центральной секции второй части конференции, которую вел президент института «Общественный договор» Александр Аузан, рассматривались конкретные предложения от участников конференции.

Антон Данилов-Данильян (экономист, аналитик) предложил в частности ввести следующие изхменения в законодательстве:

  • реализация любого госимущества только через электронную площадку;
  • разделить ФЗ 94 на две части: массовые товары, которые закупать только через электронные торговые площадки и инновационные продукты, закупку которых осуществлять через предквалификацию.

Валентин Макаров, президент Руссофт предложил ряд мер внешнеэкономического характера, а также предложил не увеличивать налоговую нагрузку для инновационного бизнеса. Оппоненты, правда, сразу поставили вопрос - как отделить инновационных от неинновационных.

Николай Комлев, исполнительный директор ассоциации АП КИТ предложил среди прочего ввести на 2-3 года мораторий на увеличение социальных выплат для предприятий, работавших ранее по схеме УСН. Это предложение активно поддержали представители ФНС.

Всего было озвучено порядка 40 предложений.