Logo_IT-SUMMIT.png

Кадры и образование — ключевое звено развития информационных технологий в России


Подписаться на новости

9 ноября 2007 г. Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) представила результаты проведенных по ее заказу исследований, касающихся образования и рынка труда:


Исследования представили член правления АП КИТ, руководитель комитета АП КИТ по образованию Борис Нуралиев, руководитель проекта INTUIT.ru, вице-президент издательства «Открытые системы» Анатолий Шкред, научный руководитель Центра социологических и психологических технологий в образовании МИЭМ Александр Смакотин и руководитель аналитического центра REAL-IT Василий Буров.

Кадры и образование — ключевое звено развития информационных технологий в России


Одним из результатов анализа соотношения количества выпускников учебных заведений по ИТ-специальностям и реальной потребности российской экономики в ИТ-кадрах стало подтверждение субъективного ощущения многих специалистов высшей школы и реального бизнеса, что сегодня востребованность российской экономикой ИТ-специалистов заметно превосходит их выпуск системой профессионального образования.

«Анализ контингента студентов ИТ-специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации в 2006 году»

Исследование проводится во второй раз. В результате анализа действующих государственных образовательных стандартов определены объемы и содержание подготовки студентов по ИКТ-специальностям. При этом основное внимание обращалось на формирование у студентов целостной совокупности теоретических и практических знаний по направлениям ИКТ, наиболее востребованным в национальной экономике и системе государственного управления.

Предложены результаты анализа существующего и перспективного (на 2007-2011 гг.) контингентов студентов российских вузов, проходящих обучение по направлениям и специальностям, связанным с разработкой, производством и применением средств информационных и телекоммуникационных технологий (ИТ).

Сегодня в ИТ-индустрии получают развитие процессы конвергенции (взаимопроникновения) как отдельных проблемных полей подготовки, так и соответствующих им видов экономической/профессиональной деятельности. Среди действующих ГОС в сфере ИТ-образования присутствуют профили, дублирующие друг друга, чрезмерно узкие в современных условиях и устаревшие.

В результате анализа действующих ГОС определены объемы и содержание подготовки студентов вузов и ссузов по ИТ-специальностям. При этом основное внимание обращалось на формирование у студентов целостной совокупности теоретических и практических знаний по направлениям ИТ, наиболее востребованным в национальной экономике и системе государственного управления. Пороговое значение суммарного объема учебных курсов, соответствующее достижению этой цели, – 600 академических часов.

Для анализа использованы базы данных по ГОС СПО и ВПО и по ссузам и вузам России.

«ИТ-кадры в российской экономике. Численность занятых, текущая потребность и прогноз на 2012 год в ИТ-индустрии и отраслях народного хозяйства»

Специалисты сферы ИТ необходимы для эффективного функционирования предприятий всех отраслей народного хозяйства. Новое аналитическое исследование «ИТ-кадры в российской экономике» даёт представление об общем числе занятых ИТ-специалистов в российской экономике и текущей потребности в них, а также предлагает прогноз этих величин через пять лет – срок, когда в фазу активной профессиональной деятельности вступят сегодняшние первокурсники.

Необходимость проведения данного исследования продиктована несоответствием структуры спроса и предложения на рынке труда. Эта проблема неоднократно обсуждалась бизнес-сообществом и представителями государственных и образовательных структур.

По результатам исследования, общая потребность российской экономики в ИТ-специалистах составляет в 2007 году 188 тыс. человек, что 2,7 раза больше числа профильных выпускников соответствующих образовательных учреждений.

Работа в сфере информационных технологий является достаточно высокооплачиваемой, поэтому приток кадров в этот сектор экономики не прекращается. Но происходит это за счет обескровливания других стратегически важных секторов экономики, а также ценой значительных средств, затрачиваемых на переподготовку персонала. Это вызывает повышение себестоимости отечественных товаров и услуг ИТ-индустрии, а следовательно – и снижение конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешнем рынках.

Потребность в ИТ-кадрах будет расти и дальше вне зависимости от приоритетов развития ИТ в России. Прогнозируемая потребность в новых ИТ-сотрудниках в 2012 году многократно превысит число принятых в высшие и средние учебные заведения на ИТ-специальности в 2007 году (в 3-6 раз в зависимости от сценария развития ИТ-рынка).

Сравнение с мировым опытом показывает, что в России в сфере ИТ занята существенно меньшая доля трудоспособного населения, чем в развитых странах — 1,18% против 3,79% в США и 3,4% в Великобритании и Германии.

Учитывая сложившуюся ситуацию, для обеспечения дальнейшего устойчивого роста отрасли ИТ требуется существенное расширение числа бюджетных мест в российских вузах по ИТ-специальностям.

Ассоциация АП КИТ сформулировала пожелания к руководителям системы образования России и представителям учебных заведений.

Ассоциация обращается в Минобрнауки и Рособразованию по поводу необходимости расширить подготовку ИТ-специалистов за счет федерального бюджета, и в течение трех лет ежегодно увеличивать на 50% количество бюджетных мест по направлениям подготовки в области ИТ. Необходимо разработать систему поддержки преподавателей ИТ-дисциплин в российских вузах, так как им уходить из сферы образования в бизнес проще, чем преподавателям других наук.

Представителям учебных заведений рекомендуется наращивать объем подготовки по ИТ-специальностям, учитывая потребности российской экономики в таких специалистах.

Публикации по теме: