17 октября в Госдуме в 1-м чтении принят законопроект № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации».
Комитет АП КИТ по образованию участвовал в работе над этим проектом на предварительных стадиях широкого обсуждения. Часть наших поправок (в частности о роли профстандартов Статья 12, об электронном и дистанционном обучении Статья 16) были учтены в этом законопроекте, внесенном Правительством РФ.
В тот же день был отклонен альтернативный документ под названием "О народном образовании", подготовленный фракцией КПРФ.
У нас есть 30 дней (начиная с 17 октября) чтобы внести коррективы в законопроект. У кого есть такие поправки – присылайте по адресу komlev@apkit.ru.
С текстом законопроекта (417 страниц) можно ознакомиться здесь http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&279124705F1F0A4143257A4F004AD92D.
Законопроект отменяет целый ряд действующих законов, вводит немало новелл. Среди них:
- особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства;
- понятийный аппарат, устанавливающий наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения (образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность и другое).
- нормы, посвященные: - кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц; - сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях; - использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе; - обучению по интегрированным образовательным программам; -образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе.
- регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
- обновлены модели экономической деятельности в сфере образования.
- нормы, предусматривающие возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.
- закрепляются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование;
- и уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
- вводится еще один уровень высшего образования - высшее образование - подготовка кадров выcшей квалификации, к которым будут отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
- при этом докторантура рассматривается как форма подготовки научных кадров и соответственно выведена из перечня образовательных программ и уровней образования. Регулирование вопросов докторантуры планируется осуществлять в рамках Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".
- законом предусмотрели и формы участия представителей общественности и работодателей в управлении образованием. В качестве одного из инструментов участия работодателей в оценке качества образования вводится институт профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Тем, из сферы ИТ, кто захочет более глубоко поработать с законопроектом и внести правки, рекомендуем обратить внимание на статьи: 12 ФГОСы … п.7 о профстандартах 16 … электронное обучение и дистанционные образовательные технологии 20 Экспериментальная и инновационная деятельность 83 … получения образования иностранными гражданами 95 Лицензирование образовательной деятельности 96 Государственная аккредитация образовательной деятельности 100 Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ 102 Информационные системы в системе образования 105 Контрольные цифры приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета …