Logo_IT-SUMMIT.png

АПКИТ подготовила поправки в проект закона об Опционах


Подписаться на новости

АПКИТ подготовила поправки в проект закона об Опционах.

Проект документа «Предложения по внесению изменений в отдельные законодательные акты в целях совершенствования регулирования реализации опционных программ для работников акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью» был разработан в Минкомсвязи во многом по инициативе АПКИТ.
Ассоциация не раз поднимала эту тему, в частности, на встрече с В.Путиным в Новосибирске.
Разработанный под эгидой Министерства законопроект отвечает интересам развития ИТ-бизнеса. Его принятие будет способствовать росту новых ИТ-компаний.

Вместе с тем ассоциация АПКИТ предложила несколько важных замечаний, которые рекомендовала отразить в окончательной редакции документа:

Пункты 3-5 документа:
Предлагаем говорить не об «акциях работодателя», а об «акциях работодателя или аффилированного с работодателем лица», поскольку бизнес может быть структурирован как группа юридических лиц (холдинг).

Пункт 3 документа:
В части исключения вознаграждения в рамках программы из расчета показателя средней заработной платы необходимо также внести аналогичное дополнение в п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «О особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Пункт 4 документа:
Согласны с предложенным уточнением Закона.
По нашему мнению предложенное уточнение не окажет эффекта на поступления внебюджетных фондов поскольку, в настоящее время, программы долгосрочного поощрения, основанные на акциях, не образуют объекта обложения страховыми взносами.
Тем не менее, с целью страховки от использования предложенной формулировки для уклонения от уплаты страховых взносов недобросовестными плательщиками предлагаем ограничить его действие рамками программ долгосрочного поощрения работников, основанных на акциях. При этом под программой понимается документ, предусматривающий предоставление работнику (участнику программы) права приобрести определенное количество акций (долей, паев) в уставном капитале организации, либо аффилированной организации, либо финансовых инструментов срочных сделок, базисным активом которых являются акции, доли или паи в уставном капитале организации, либо аффилированной организации, в определенную дату в будущем по истечении срока, составляющего не менее 1 года, по фиксированной цене, при условии выполнения работником указанных в программе условий.

Предлагаем также внести изменения в ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ от 24 07.1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с целью обеспечения обложения доходов работников, полученных в рамках программ, страховыми взносами на «травматизм» в порядке, аналогичном порядку их обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ.

Пункт 5 документа:
В п.5. речь очевидно должна идти о дополнении п. 1 ст. 301 Налогового кодекса РФ, а не п. 1 ст. 310 НК РФ.
Некорректно говорить «в результате выполнения налогоплательщиком трудовых обязанностей», т.к. участник программы не является налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций. Надо использовать термин работник или что-то подобное.
Аналогичное по смыслу дополнение требуется внести в ст. 214.1 НК РФ

Кроме того, целесообразно дополнить:

  • П. 2 ст. 280 НК РФ, добавив положение о том, что не признается реализацией передача акций компании или акций аффилированных лиц работникам в рамках программы. При этом затраты на приобретение передаваемых работникам акций учитываются в расходах на оплату труда в порядке, установленном статьей 255 НК РФ.

  • Ст. 255 НК РФ, добавив в состав расходов на оплату труда выплаты, осуществленные в пользу работников в рамках программы долгосрочного поощрения, основанной на акциях, в том числе расходы, понесенные налогоплательщиком в связи с участием работников в указанной программе (расходы на оплату полностью, либо частично стоимости приобретенных работником-участником данной программы акций, стоимость услуг брокера и т.п. расходы).

  • П. 21 ст. 270 НК РФ, изложив его, например, в следующей редакции «в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), вознаграждений, выплачиваемых в рамках программ долгосрочного поощрения, основанных на акциях, в том числе расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с участием работников в указанных программах.
    Указанные выше дополнения предлагаются с целью включения затрат, понесенных в рамках программы, в состав расходов, принимаемых для целей расчета налога на прибыль.

  • П.2 ст. 211 НК РФ, добавив в состав доходов в натуральной форме расходы работодателя, понесенные в связи с участием налогоплательщика в программе. Данное дополнение предлагается с целью снять с работника и возложить на работодателя (налогового агента) обязанность по уплате НДФЛ за участника программы, который приобрел акции по цене исполнения (ниже текущей рыночной цены акций), либо получил их бесплатно (по нулевой цене исполнения).

  • Пп.3. п.1 ст. 212 НК РФ добавив, что в целях настоящей главы материальная выгода облагается НДФЛ при приобретении налогоплательщиком акций в рамках программы в части превышения дохода, полученного налогоплательщиком в натуральной форме в связи с его участием в указанной программе, налог с которого был удержан налоговым агентом. Данное дополнение предлагается с целью избежать повторного налогообложения доходов в рамках программы у участника программы (в виде материальной выгоды), в случае, если налог с указанного дохода был удержан работодателем.

Предлагаем также рассмотреть целесообразность освобождения участника программы от необходимости рассчитывать и декларировать доходы и налоговые вычеты, связанные с реализацией акций, в том случае, если участник реализовал акции сразу после их получения (т.е. фактически воспользовался денежной премией). Для этого предлагаем дополнить ст. 217 НК РФ пунктом о том, что не подлежат налогообложению НДФЛ доходы от продажи акций, если указанные акции были приобретены налогоплательщиком в результате его участия в программах долгосрочного поощрения акциями, при условии, что налогоплательщик владел указанными акциями не более 30 дней с даты их приобретения