Logo_IT-SUMMIT.png

17 января АПКИТ в Думе по теме ФЗ об устойчивости и автономности Рунета


Подписаться на новости

17 января 2019 г. директор АПКИТ выступил на заседании комитета Госдумы ФС РФ по информационной политике, на котором обсуждался проект федерального закона на тему «мер обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети Интернет в России» – проект № 608767-7 от 14.12.2018 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект, по мнению участников обсуждения, преследует несколько целей. Есть цель повышения устойчивости Рунета. Есть вторая цель - ограничения доступа к информации, контролю за контентом и ограничения прав собственности операторов. Законопроект наделяет Роскомнадзор дополнительными полномочиями (в частности, по определению правил маршрутизации интернет-трафика российских операторов, контролировать их соблюдение и др.), т.е. существенно усиливает ведомство.

Представители министерств и ведомств (Минкомсвязь, ФСО, ФСТЭК) единодушно поддержали законопроект. И.Массух заявил, что закон откладывать нельзя, его надо принять в первом чтении, а уже потом во втором чтении доработать. Правда, Минфин пока не дал своего заключения. И понятно, почему. Авторы законопроекта указали, что принятие и реализация ФЗ «не потребует расходов из федерального бюджета». Однако, из текста Законопроекта следует, что будет устанавливаться дорогостоящее оборудование, количество участников отношений увеличивается и не ограничивается операторами связи, вводятся новые полномочия и обязанности органам власти, создаётся центр мониторинга, создаются новые реестры.

Замминистра О.Иванов сообщил, что подобные меры уже прорабатывались в Правительстве и наибольшая часть затрат учтена в Нацпроекте «Цифровая экономика». Никаких подтверждений этому в документах нет.

Представители бизнеса (операторы МТС, Вымпелком, Мегафон) отмечали, что их сильно беспокоит вольное отношение авторов законопроекта к вопросу финансирования, полное умолчание вопросов ответственности перед клиентом, если по причине оборудования они не смогут обеспечить условия договора. Даже, если деньги на оборудование вдруг возьмут из программы ЦЭ, то средства на его установку, обслуживание, ремонт, обновление взять негде. По мнению экспертов, речь идёт о миллиардных затратах.

Н.Комлев в своём выступлении обратил внимание на то, что понятная декларируемая задача «противодействие угрозам сети Интернет в России» не раскрыта в самом законопроекте или в пояснительной записке. Не детализирована суть угрозы и не объяснено, каким образом закон позволит её избежать. Это противоречит подходу к защите критической информационной инфраструктуры, который предполагает четкую классификацию угроз и проходят при участии бизнеса и ФСБ.

Н.Комлев предположил, что даже, если затраты на установку спецоборудования у всех телеком-операторов, ОРИ и ряда корпораций, имеющих автономные номера, будут покрыты из бюджета нацпроекта Цифровая экономика, то:
Во-первых, затраты на установку, обновление, обучение, эксплуатацию оборудования лягут на тех, у кого это оборудование установят. А они в свою очередь переложат эти затраты на пользователей, т.е. на бизнес.

Во-вторых, это оборудование неизбежно будет отставать от темпов роста трафика и приведет к нестабильной работе интернета в России, что помешает ИТ-бизнесу и экономике в целом.

Н.Комлев сообщил, что АПКИТ не поддерживает законопроект в существующей версии и предлагает дополнительно обсудить и переработать его.