16–18 мая 2012 года на территории Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова прошла 10-я открытая Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации»
Ассоциация АП КИТ в 10-й раз провела ежегодную конференцию «Преподавание ИТ в РФ». Конференция обычно проходит в одном из российских городов. В этот раз в связи с юбилеем местом проведения была выбрана Москва. Московский госуниверситет любезно предоставил для проведения заседаний свой новый красивый корпус на Воробьевых горах.
Спонсорами конференции выступили компании: IBM, Intel, Oracle, 1С, Ланит. Информационную поддержку конференции оказали: издательская группа «Основа», интернет-ресурс JobsMarket Образование, федеральный портал «Российское образование», издательство «Образование и информатика», Российский союз ректоров.
Для участия в конференции зарегистрировались более 880 человек. Приняли очное участие свыше 500 преподавателей и учителей информатики. Программный комитет традиционно отобрал из присланных докладов самые интересные. Программа включала 12 пленарных, 24 секционных, 14 стендовых докладов, 5 мастер-классов, 3 панельных дискуссии.
В фойе была развернута выставка, где ИТ-компании и фирмы, предлагающие услуги в сфере ИТ-образования, представляли свою работу.
В докладах, на круглых столах и панельных дискуссиях были рассмотрены вопросы инновационного потенциала университетов в области информационных технологий, фундаментальных и прикладных компонентов ИТ-образования, роли профессиональных стандартов в формировании современных ИТ-специалистов. Второй год на конференции горячо обсуждались вопросы школьного ИТ-образования.
Выступающие не раз отмечали растущее влияние информационных технологий на экономику, на образование, образ жизни. А.Солдатов, проректор МГУ в своем выступлении привел красивый пример того, как новые технологии меняют мир. Он напомнил, что цена на землю появилась тогда, когда в долине реки Янцзы появились металлические плуги. Стало возможным обрабатывать больше земли, появился интерес к правам на землю. Также и ИТ постепенно, но не избежно меняют мир.
И.Массух, Заместитель Министра связи и массовых коммуникаций обратил внимание на все более важную роль ИТ в системе управления государством, экономикой, бизнесом. Информатизация госуправления дает заметные качественные результаты. Оказание услуг населению через электронные сервисы становится нормальным привычным делом. Он затронул и тему ИТ-кадров, отметив, что подготовка ИТ-специалистов – не простая задача. Учебным заведениям в одиночку очень трудно ее решить даже в условиях наличия финансовых средств. Здесь видится большая роль ИТ-бизнеса, ИТ-индустрии, которые должны выступать не только заказчиком ИТ-кадров, но и партнером при их подготовке. В своем выступлении замминистра поддержал необходимость популяризации ИТ-специальностей среди школьников и их родителей, иначе в условиях демографического спада ИТ-отрасль не дополучит сначала студентов по ИТ-специальностям, а потом и работников этих профессий.
Доклад руководителя комитета АПКИТ по образованию Б.Нуралиева был посвящен результатам работы комитета АП КИТ по образованию, итогам встречи с руководством страны по вопросам развития ИТ-индустрии, ситуации на рынке программного обеспечения и подготовке кадров для ИТ-индустрии в современных условиях. Касаясь опыта взаимодействия образования и бизнес-практики, он в частности рассказал: об образовании базовых кафедр компаний в вузах; преподавании сотрудниками фирм в вузах; проведении конференций для преподавателей; льготной сертификации студентов по рыночным технологиям и ПО; специальным условиям для вузов и студентов по приобретению оборудования и ПО; проектных и исследовательских задачах (на базе ИТ-компаний) в учебном процессе; работе учащихся в компаниях (научные проекты, стажировки, «инкубаторы»); различных формах ознакомления преподавателей с практикой реальных предприятий (кстати, в рамках этой конференции ее участники могли посетить ведущие ИТ-компании, расположенные в Москве).
Говоря о дефиците программистов, он отметил, что российские ИТ-компании уже широко используют программистов стран бывшего соцлагеря и других стран. Однако, есть то, что трудно вынести зарубеж, особенно в прикладной области (например, в экономике).В.Гергель, декан факультета ВМК Нижегородского госуниверситета, ведущий секции «Роль инструментальных средств в образовательном процессе», один из регулярных активных участников конференции, обратил внимание на то, что в рамках конференции перед участниками проходит множество интересных докладов, учебных материалов. По его мнению, при организации такой конференции можно было бы проводить конкурс на «лучшую образовательную программу», «лучший курс» и т.п. с целью популяризации наиболее эффективных из них.
К.Корнильев, генеральный директор IBM в России и странах СНГ, затронул широкий круг проблем, связанных с изменением роли компаний, корпораций в условиях все более быстро изменяющегося мира. Он привел примеры: «8 из 10 самых востребованных в 2010 г профессий не существовало в 2004 г.»; «объем технологической информации удваивается каждые два года, что для студентов и бакалавров означает – информация, полученная ими в первый год обучения устареет к 3-му году».
А.Терехов, заведующий кафедрой системного программирования Санкт-Петербургского Госуниверситета, обсуждая вопрос дефицита квалифицированных преподавателей, готовящих ИТ-специалистов, отметил, что он сам, начиная с первой конференции «Преподавание ИТ в России» призывал ИТ-бизнес, ИТ-компании выделять тьюторов, иначе разрыв будет существовать всегда. Однако бизнес очень неохотно делится опытными специалистами и только усиливающийся с годами кадровый голод заставляет компании менять свое отношение. Он поделился своим опытом, рассказал, как они устраивают шоу при защите студенческих проектов 2-3 курса.
Более подробно с программой, докладами и материалами круглых столов можно ознакомиться на сайте конференции http://2012.ит-образование.рф/
Уже в ходе мероприятия поступили устные заявки из различных городов (Казань, Псков и др.) с предложением провести у них конференцию следующего года. Комитет АП КИТ по образованию на основе письменных заявок сделает выбор места проведения конференции в 2013 году. Приоритеты при выборе места: обеспечение большого числа участников, транспортная доступность (а при ее отсутствии – софинансирование принимающей стороной авиаперелета участников) и поддержка региональных властей.
Традиционно итоги конференции сведены в Решение конференции, содержание которого будет доведено до Минобрнауки России и Минкомсвязи России.
Из Решения Десятой Открытой Всероссийской Конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации»:
Конференция рекомендует:
Министерству связи и массовых коммуникаций РФ:
- Поддержать развитие системы профессиональных стандартов в области ИТ.
- Популяризовать ИТ-профессии в средствах массовой информации, в том числе, с целью профессиональной ориентации школьников.
- Привлечь отраслевые и профессиональные объединения (ассоциацию АП КИТ, Российский Союз ректоров, Ассоциацию учителей и преподавателей информатики и др.) при разработке Концепции развития ИКТ-образования.
Министерству образования и науки РФ:
- Совместно с ассоциацией АП КИТ, Минкомсвязи и Минэкономразвития подготовить предложения в Правительство по мерам стимулирования предприятий, предоставляющих площадки для проведения учебной и производственной практики при подготовке ИТ-специалистов и преподавателей ИТ-дисциплин.
- Разработать меры по стимулированию преподавателей образовательных учреждений, занимающихся практической подготовкой ИТ-специалистов.
- Выделить Информатику в отдельную предметную область "Информатика и ИКТ" в рамках ФГОС для основной и старшей школы.
- Увеличить число часов школьного курса «Информатика». Разработать и принять в качестве обязательной части курса фундаментальное ядро школьного курса «Информатика», с вынесением за его пределы пользовательских навыков и всего комплекса предпрофессиональных ИКТ-компетенций.
- Расширить содержание школьного курса информатики в разделе «Алгоритмика» с учетом построения курсов фундаментальных дисциплин (математика).
- Обеспечить непрерывность ИТ образования в 5-9 классе, пропущенного в стандарте. При отсутствии в учебном плане школы курса информатики в 5-6 классах предусмотреть возможность интеграции информационных технологий в другие учебные дисциплины.
- Обеспечить развитие и распространение передового опыта проектной (исследовательской и творческой) деятельности учащихся с использованием ИТ на всех ступенях образования.
- Обратиться в Правительство РФ с предложением внести изменения в Перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 1944-р от 3 ноября 2011г. А именно: добавить в п.1 и п.2 следующие направления подготовки бакалавров и магистров.
010200 Математика и компьютерные науки
010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии
010400 Прикладная математика и информатика
010900 Прикладные математика и физика
230100 Информатика и вычислительная техника
230400 Информационные системы и технологии
230700 Прикладная информатика
231000 Программная инженерия - Разработать нормативно-правовую базу с типовым набором документов для создания и функционирования базовых кафедр ИТ-компаний в учреждениях профессионального образования. Поддержать кооперацию ИТ-компаний и образовательных учреждений путем субсидирования создания и развития базовых кафедр и лабораторий.
ИТ-индустрии, Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) и другим ИТ-объединениям:
- Проводить совместную работу с экспертным сообществом, преподавателями информатики, ассоциациями учителей информатики, в том числе с Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация учителей и преподавателей информатики» по следующим направлениям:
- совместная работа над программами по информатике для основной, средней и старшей школы;
- разработка "требований" к выпускнику школы, желающему продолжить образование в области компьютерных технологий (на основе профессиональных стандартов АПКИТ);
- организовать проведение экспертизы материалов и продумать методы стимулирования авторов лучших учебников и учебно-методических материалов по информатике. - Принять участие в формировании и рецензировании образовательных программ в сфере ИТ.
- Рассмотреть возможность при организации и проведении следующей конференции проведения конкурса, например, «лучшая образовательная программа», «лучший курс».
- Рассмотреть возможность вынесения разработанных в России ИТ-профессиональных стандартов на уровень стран Таможенного союза и Единого экономического пространства.
- Развивать международную составляющую при проведении конференции.