Logo_IT-SUMMIT.png

10 октября в Госдуме на круглом столе по Цифровым платформам АПКИТ отметила слабые стороны законопроекта Минэкономразвития


Подписаться на новости

10.10.2024 в Госдуме ФС РФ прошел межфракционный круглый стол «Регулирование цифровых платформ. Всех вместе или по отдельности», посвященный законопроекту «О платформенной экономике в РФ». Модератор - депутат Дмитрий Гусев. В заседании приняли участие представители Минэкономразвития, Минпромторга, Минцифры, ФАС, общественных объединений ТПП РФ, ОПОРА, АПКИТ, АКИТ, АКОРТ, ряд ведущих компаний, участников АПКИТ: Яндекс, VK, RWB и другие.

Модератор отметил странность ситуации, когда об этом законопроекте с грифом ДСП знают и анализируют его все сидящие в зале, но сам документ официально в Думу не поступал

Николай Комлев, выступавший от Совета ТПП РФ и АПКИТ, обратил внимание на следующие моменты:

1. Главное противоречие – заголовок проекта замахивается на регулирование всей платформенной экономики, а по сути, его детализация направлена на регулирование электронной торговли. Все остальные платформенные сущности (соцсети, аудиосервисы, мессенджеры, доски объявлений, агрегатор такси) сюда попадают через излишне расширительный термин «платформы». И если, по сути, это закон о маркетплейсах – то так его и нужно назвать. Иначе под торговое регулирование попадут соцсети и все остальное, что опасно.

Необходимо четко указать (ограничить применение), что сфера регулирования данного законопроекта – это маркетплейсы, основной целью функционирования которых является заключение гражданско-правовых договоров на продажу товаров, выполнение заказов и оказание услуг.

2. Бизнес-модели разных типов платформ (а зачастую используется ещё и термин «экосистемы») разные и требования к ним должны быть разные. Невозможно предъявить одинаковые требования ко всем только в силу общего названия «цифровые платформы». Необходимо помнить, что любые требования подразумевают ответственность и наказания за нарушения. Поэтому требования должны быть субъектно ориентированы. Только четкая ориентированность документа позволит защитить права предпринимателей и потребителей, не ущемив прав, например, пользователей соцсетей.

3. Анализ текста документа позволяет предположить, что законопроект разрабатывался довольно долго – многие технологические и бизнес понятия устарели. Он требует детальной переработки и обновления.

4. Законопроект вводит в оборот множество новых терминов и субъектов правового регулирования, некоторые из них* противоречат действующему нормативному регулированию. Поэтому сейчас нет смысла приступать к постатейной правке. Сперва следует определиться со сферой регулирования, структурой закона, названием, глоссарием. Проект следует основательно перестроить. И только потом можно будет работать со статьями. Вполне возможно какие-то части отпадут или наоборот придется добавить.

* - вводимое определение не соответствует уже существующему определению цифровых платформ, закрепленному в ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

** другие материалы по это теме:

https://www.pnp.ru/economics/deputaty-dadut-rekomendacii-kabminu-po-regulirovaniyu-cifrovykh-platform.html

https://www.bfm.ru/news/559731

1.png

2.png