Специалистами ряда ведущих ИТ компаний, входящих в состав АП КИТ, разработан проект специального технического регламента "Оборудование информационных технологий", необходимого для практического использования в интересах рынка ИТ федерального закона "О техническом регулировании" 184-ФЗ, вступившего в силу 1 июля 2003 года. АП КИТ выступил в качестве организации-разработчика этого проекта.
Данный проект предусматривает введение вместо процедуры обязательной сертификации продукции информационных технологий обязательное декларирование соответствия по существенно сокращенному перечню требований.
Детали процедуры регистрации декларации описаны в ФЗ 184, вступившем в силу 01.07.03. (http://www.gost.ru/)
В настоящее время закончилось публичное обсуждение проекта. 29 октября в Государственной Думе прошли слушания по регламенту.
1. Обоснование необходимости принятия СТР.
Необходимость принятия данного регламента вытекает из положений нового ФЗ "О техническом регулировании", требующих обеспечить минимально необходимый уровень обязательных требований к продукции ИТ в отношении ее безопасности, а также минимальные требования к ИТ по электромагнитной совместимости (ЭМС), обеспечивающие безопасное функционирование любого оборудования (Ст.7.1 ФЗ).
Принятый в рамках административной реформы (и вступивший в силу 01.07.03) закон впервые предоставляет бизнес-сообществу возможность принять участие в формировании требований к продукции и услугам в части технического регулирования и позволяет существенно упростить и облегчить обязательные требования государства в этой области и выступать с инициативными проектами технических регламентов.
Существующие ныне обязательные требования и процедуры выходят далеко за рамки требований, допустимых данным законом и в силу этого противоречат ему. Отсюда вытекает необходимость принятия технического регламента, содержащего требования к оборудованию информационных технологий.
Необходимость специального технического регламента для оборудования информационных технологий (ОИТ) вытекает также из того, что такое оборудование - весьма специфическая отрасль, требования безопасности и ЭМС для которой невозможно установить в общем техническом регламенте, поскольку для данной продукции они связаны с конструктивными решениями, применяемыми в изделиях.
Настоящий проект реализует наиболее демократичные процедуры подтверждения соответствия при сохранении гармонизации требований с международными стандартами. В отсутствие проектов технических регламентов со стороны бизнес-сообщества, проекты технических регламентов будут на безальтернативной основе разрабатываться заинтересованными ведомствами, со всеми вытекающими из этого негативными проявлениями.
В силу этой причины крайне актуальным является появление проектов, разработанных производителями и продавцами продукции. Предлагаемый проект технического регламента прошел экспертизу в рабочей группе при Экономическом Управлении Администрации Президента РФ по техническому регулированию и признан достаточно готовым для опубликования официального уведомления в печатном органе Федерального органа по техническому регулированию.
2. Принципы разработки технического регламента.
Из положений закона "О техническом регулировании" (184 ФЗ) вытекают также и основные принципы, заложенные в основу данного СТР.
Во-первых, проект СТР устанавливает необходимый минимум обязательных требований к продукции ИТ.
Во-вторых, установленные требования соответствуют современной международной практике с одной стороны, и основываются на преемственности требований, применяемых в России до введения СТР, с другой стороны. Тем самым обеспечивается соответствие требований проекта СТР уровню развития отрасли в РФ.
В-третьих, данный проект СТР устанавливает наиболее простую и эффективную схему подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям - в соответствии со Ст.19 и Ст.24 ФЗ.
Действительно, анализ международной практики показывает, что наиболее эффективным способом подтверждения соответствия ОИТ является декларирование. Вместе с тем, многолетний опыт обязательной сертификации в России показывает неэффективность этого процесса для ОИТ.
Далее следует отметить, что информационные технологии - весьма специфическая отрасль, требования безопасности и ЭМС для оборудования в которой невозможно установить в общем техническом регламенте.
Это связано с тем, что безопасность ОИТ и соответствие его требованиям ЭМС определяется, главным образом, конструктивными особенностями и закладывается при разработке изделий. На этой стадии и происходит обеспечение соответствие продукции установленным требованиям. Таким образом, требования к продукции ОИТ в большой степени относятся к конструктивно-технологическим решениям, применяемым при разработке изделия. Выбор этих решений определяется на стадии, когда до серийного выпуска продукции дело не дошло и об обязательной сертификации продукции говорить невозможно.
Отсюда следует, что изготовитель и разработчик должны нести всю полноту ответственности за соответствие продукции, что они обеспечивают на стадии разработки продукции, до ее объявления на рынке и серийного выпуска.
Другой вывод, вытекающий из этого - метод внерыночного тотального контроля со стороны государства с помощью сертификации в случае с ОИТ работать не может. Необходимо учесть также, что развитие информационных технологий в России пока отстает от уровня развитых зарубежных стран, в связи с чем большая часть наиболее передовых устройств данной отрасли поступает в Россию из-за рубежа. В связи с этим, существующая ныне практика обязательной сертификации является существенным тормозом для поступления новых передовых видов продукции из-за рубежа и недостаточно эффективна при оценке соответствия продукции ИТ, имеющейся на российском рынке, в том числе - выпускаемой на территории РФ.
Настоящий СТР устанавливает процедуру обязательного подтверждения соответствия, применяемые в отношении ИТ на территории Российской Федерации в виде декларирования соответствия на основе собственных доказательств. Это соответствует мировой практике в данной области и является наиболее эффективным механизмом обеспечения качества продукции прямого действия.
Однако данный проект СТР устанавливает необходимые компоненты доказательственной базы для декларирования. Проект предусматривает наличие у изготовителя результатов испытаний, что является необходимым условием для декларирования соответствия в международной практике.