it summit logo

Комитет по законодательству


Руководство
Дмитрий Новиков
Дмитрий Новиков
руководитель комитета (Консультант Плюс)
Михаил Иванов
Михаил Иванов
координатор комитета
Контакты
Михаил Иванов
  • С возникновением и распространением информационных технологий (ИТ) во всех сферах жизни общества возникла потребность в создании правовых условий как для осуществления общественных отношений с их применением, так и в адаптировании действующего законодательства к новым условиям.
  • Многие страны мира, не исключая Россию, находятся в поиске адекватных правовых решений, позволяющих гражданам, бизнесу и государству успешно использовать ИТ. Кроме того, в российских условиях до сих пор существует большое количество административных барьеров, препятствующих развитию ИТ-индустрии. Недостаточно развита правовая культура с точки зрения уважения к праву частной собственности, в особенности исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности.
  • Работа Комитета по законодательству сосредоточена на трех направлениях:
    • защита интеллектуальной собственности. устранение административных барьеров;
    • повышение прозрачности регулятивных требований;
    • создание правовых основ для применения ИТ гражданами, бизнесом, государством;
  • Входящие в Комитет юристы ИТ-компаний основываясь на ежедневной практической деятельности оценивают проблемы действующего законодательства, осуществимость законодательных инициатив и формулируют предложения по их совершенствованию. Для этого Комитет проводит регулярный мониторинг законопроектной деятельности, высказывает экспертные суждения по проектам нормативных и программных документов, направляет представителей для участия в общественном обсуждении законодательных инициатив.
  • свобода предпринимательской деятельности, максимальное устранение административных барьеров, прозрачность регулятивных требований;
  • достаточность действующего законодательства (необходимость внесения изменений в законодательство лишь в случае невозможности решения проблем иными способами);
  • равноправие различных технологий и недопустимость установления нормативных преференций для тех или иных решений или технологий (технологическая нейтральность);
  • направленность совершенствования законодательства на создание правовой среды для новых ИТ и расширение массового использования ИТ;
  • незыблемость прав на результаты интеллектуальной деятельности, необходимость расширения их защиты и усиления правоприменительной деятельности в данной области.
Решаемые задачи:
  • отслеживание значимых для отрасли правовых инициатив;
  • информирование членов АПКИТ о важных изменениях в законодательстве;
  • подготовка консолидированного мнения для направления позиции в органы власти.

Еженедельные рассылки членам Комитета обзоры по темам:
  • Общий обзор законодательства и законопроектов
  • Персональные данные
  • Налогообложение ИТ- компаний
  • Интеллектуальная собственность
  • Антипиратский закон
  • Антимонопольное законодательство
  • Контрактная система
Событийное реагирование: Юридическая проработка позиции АПКИТ по проектам НПА, поступающих в АПКИТ.

В числе проанализированных Комитетом правовых актов:

Концепция ТПП России по совершенствованию законодательства РФ до 2021. Предложено дополнить Концепцию темой сохранения льгот по страховым взносам для IT-бизнеса, расширения практики применения «регуляторных песочниц» для отработки новых, пока не существующих технологий, а сохранения действующего порога наступления уголовной ответственности, установленного в статье 146 УК РФ.
Проект письма АПКИТ в Минкомсвязь России по вопросу реформирования контрактной системы, в котором АПКИТ обращает внимание министерства на некоторые положения, которые опасно реализовывать без учета специфики ИТ-отрасли, что может негативно сказаться на закупках ПО и БД.
По инициативе Роскомнадзора в рамках «регуляторной гильотины» обсудили проект Постановления РФ «О признании утратившими силу … НПА …».
Обсудили законопроект № 763517-7 и проект позиции АПКИТ на законопроект – о значимых информационных ресурсах. Основным владельцем такого ресурса сможет выступать российское юридическое лицо или гражданин РФ. При этом доля иностранного участия в российском юридическом лице ограничивается 20 процентами голосующих акций.