Logo_IT-SUMMIT.png

Комитет по законодательству


Дмитрий Новиков
Дмитрий Новиков
руководитель комитета (Консультант Плюс)
Михаил Иванов
Михаил Иванов
координатор комитета
Контакты
Михаил Иванов
  • С возникновением и распространением информационных технологий (ИТ) во всех сферах жизни общества возникла потребность в создании правовых условий как для осуществления общественных отношений с их применением, так и в адаптировании действующего законодательства к новым условиям.
  • Многие страны мира, не исключая Россию, находятся в поиске адекватных правовых решений, позволяющих гражданам, бизнесу и государству успешно использовать ИТ. Кроме того, в российских условиях до сих пор существует большое количество административных барьеров, препятствующих развитию ИТ-индустрии. Недостаточно развита правовая культура с точки зрения уважения к праву частной собственности, в особенности исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности.
  • Работа Комитета по законодательству сосредоточена на трех направлениях:
    • защита интеллектуальной собственности. устранение административных барьеров;
    • повышение прозрачности регулятивных требований;
    • создание правовых основ для применения ИТ гражданами, бизнесом, государством;
  • Входящие в Комитет юристы ИТ-компаний основываясь на ежедневной практической деятельности оценивают проблемы действующего законодательства, осуществимость законодательных инициатив и формулируют предложения по их совершенствованию. Для этого Комитет проводит регулярный мониторинг законопроектной деятельности, высказывает экспертные суждения по проектам нормативных и программных документов, направляет представителей для участия в общественном обсуждении законодательных инициатив.
  • свобода предпринимательской деятельности, максимальное устранение административных барьеров, прозрачность регулятивных требований;
  • достаточность действующего законодательства (необходимость внесения изменений в законодательство лишь в случае невозможности решения проблем иными способами);
  • равноправие различных технологий и недопустимость установления нормативных преференций для тех или иных решений или технологий (технологическая нейтральность);
  • направленность совершенствования законодательства на создание правовой среды для новых ИТ и расширение массового использования ИТ;
  • незыблемость прав на результаты интеллектуальной деятельности, необходимость расширения их защиты и усиления правоприменительной деятельности в данной области.

  1. Проведение заседаний Комитета.
  2. Информирование членов АПКИТ об изменениях законодательства (принятие НПА), рассылка новостных обзоров.
  3. Информирование членов АПКИТ о законодательных инициативах (законопроектах, проектах нормативно-правовых актов исполнительных органов власти), рассылка новостей.
  4. Информировать членов АПКИТ о законодательных инициативах по внесению изменений в четвертую часть ГК РФ, подготовка позиции АПКИТ по данному вопросу при необходимости.
  5. Информировать членов АПКИТ об инициативах государства по налогообложению ИТ-компаний, направлять позицию АПКИТ в ОГВ по данной теме при необходимости.
  6. Информировать членов АПКИТ об инициативах государства по теме «ФАС и РИД», направлять позицию АПКИТ в ОГВ по данной теме при необходимости.
  7. Получение внешних экспертных заключений по вопросам деятельности Комитета.

Главные результаты 2023 года:

1. Комитетом по законодательству АПКИТ были выполнены следующие задачи, стоявшие перед ним в 2023 году:

  • Отслеживание значимых для отрасли правовых инициатив.
  • Информирование членов АПКИТ о значимых для отрасли изменениях в законодательстве.
  • Сбор и подготовка консолидированного мнения отрасли для направления позиции АПКИТ в органы власти.

2. Основные направления работы Комитета по законодательству АПКИТ в 2023 году были:

  • информирование членов АПКИТ о законодательных инициативах (законопроектах, проектах нормативно-правовых актов) органов государственной власти, рассылка новостей;
  • информирование членов АПКИТ об инициативах государства по тарифам страховых взносов для ИТ-компаний, направлять позицию АПКИТ в ОГВ по данной теме при необходимости;
  • получение экспертных заключений по вопросам деятельности Комитета.

3. Основные события работы Комитета за отчетный период:

1) Комитет по законодательству АПКИТ по собственной инициативе или инициативе Правления АПКИТ выносил на обсуждение своих членов проекты правовых актов или предложения АПКИТ по уточнению действующего законодательства, затрагивающие интересы ИТ-отрасли.

2) Комитет, в том числе, активно работает над уточнением законодательства о маркировки рекламы. В связи с поступающими вопросами от членов АПКИТ относительно применения законодательства о рекламе и опасениями о массовом наложении штрафов за нарушения требований в области маркировки Интернет-рекламы Комитетом было предложено исключить обязанность маркировать рекламу собственных товаров (работ, услуг) на сайтах их производителей (продавцов, исполнителей) , т.к. указанная обязанность в отношении данного вида рекламы не соответствует продекларированной законодателем цели введения маркировки Интернет-рекламы (обеспечение прослеживаемости цепочек договоров на рекламу в Интернете), т.к. в данном случае соответствующие договоры отсутствуют в принципе.

Предложения были направлены в ГД РФ, ФАС России, Роскомнадзов.

По результатам работы Исполнительный директор АПКИТ выступил с докладом на мероприятии «ОПОРА РОССИИ», где в диалоге с представителями ГД РФ и ФАС России было решено внести изменения в законодательство о рекламе, в том числе, дополнить санкции частей 15-17 статьи 14.3 КоАП РФ такой мерой административного наказания как «предупреждение» - изменение направлено на смягчение ответственности.

3) Комитет участвует в работе по обсуждению:
(1) поправок в УК РФ, направленных на смягчение закона в отношении «компьютерных пиратов» и поддерживает совместную позицию АПКИТ, АРПП и НП ППП о том, что предложенные изменения требуется доработать, т.к. в настоящей редакции законопроект значительно ухудшит положение правообладателей;
(2) по подключению изготовителей ПО и БД к «антипиратскому меморандуму» ;
(3) по пресечению нарушений на «Авито» прав изготовителей ПО и БД, т.к. в отдельных случаях явление носит массовый характер.

4) Представители Комитета продолжают участвовать в работе Межведомственной рабочей группы по подготовке разъяснений положений НК РФ; в выработке предложений по корректировке налогового законодательства.

5) Был проработан вопрос с Роскомнадзором относительно обработки персональных данных в актах судов, т.к. все больше субъектов персональных данных обращает внимание на этот вопрос, поэтому требовалось подготовить общие разъяснения Роскомнадзора.

6) Члены Комитета принимают участие в заседаниях Дискуссионного клуба юристов ИТ-отрасли, которые проводят Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и юридическая фирма «Баширов и партнеры» по актуальным вопросам применения законодательства и анализа судебной практики в сфере интеллектуальной собственности, а также в работе Правового комитета АРПП «Отечественный софт».


Главные результаты 2022 года:

1. Комитетом по законодательству АПКИТ были выполнены следующие задачи, стоявшие перед ним в 2022 году:

  • Отслеживание значимых для отрасли правовых инициатив.
  • Информирование членов АПКИТ о значимых для отрасли изменениях в законодательстве.
  • Сбор и подготовка консолидированного мнения отрасли для направления позиции АПКИТ в органы власти.
2. Основные направления работы Комитета по законодательству АПКИТ в 2022 году были:
  • информирование членов АПКИТ о законодательных инициативах (законопроектах, проектах нормативно-правовых актов) органов государственной власти, рассылка новостей;
  • информирование членов АПКИТ об инициативах государства по тарифам страховых взносов для ИТ-компаний, направлять позицию АПКИТ в ОГВ по данной теме при необходимости;
  • получение экспертных заключений по вопросам деятельности Комитета.
3. Основные события работы Комитета за отчетный период:
1) Комитетом по законодательству АПКИТ еженедельно формируются и направляются членам Комитета обзоры и новостные рассылки по следующим темам:
  • Обзор федерального законодательства и законопроектов.
  • Новостная рассылка по теме «Персональные данные».
  • Новостная рассылка по теме «Налогообложение ИТ- компаний».
  • Новостная рассылка по теме «Интеллектуальная собственность».
  • Новостная рассылка по теме «Антипиратский закон».
  • Новостная рассылка по теме «Антимонопольное законодательство».
  • Новостная рассылка по теме «Контрактная система».
2) Комитет по законодательству АПКИТ по собственной инициативе или инициативе Правления АПКИТ выносил на обсуждение своих членов проекты правовых актов или предложения АПКИТ по уточнению действующего законодательства, затрагивающие интересы ИТ-отрасли.
Комитет, в том числе, проводил обсуждение попытки решить вопрос с легализацией доступа к ПО и БД, доступ к которым ограничен или прекращен в результате недружественных действий; готовил предложения по уточнению нового порядка аккредитации ИТ-компаний; внесению изменений в перечень видов деятельности в области информационных технологий; а также уточнению условий освобождения сотрудников аккредитованных ИТ-компаний от частичной мобилизации.
Представители Комитета активно участвуют в работе Межведомственной рабочей группы по подготовке разъяснений положений НК РФ; в выработке предложений по корректировке налогового законодательства; а также в обсуждении пятого «цифрового» антимонопольного пакета.

3) Члены Комитета принимают участие в заседаниях Дискуссионного клуба юристов ИТ-отрасли, которые проводят Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и юридическая фирма «Баширов и партнеры» по актуальным вопросам применения законодательства и анализа судебной практики в сфере интеллектуальной собственности, а также в работе Правового комитета АРПП «Отечественный софт».



Главные результаты 2021 года:
Выполнены следующие задачи:
  • Отслеживание значимых для отрасли правовых инициатив.
  • Информирование членов АПКИТ о значимых для отрасли изменениях в законодательстве.
  • Сбор и подготовка консолидированного мнения отрасли для направления позиции АПКИТ в органы власти.
Основные направления работы Комитета:
  • информирование членов АПКИТ о законодательных инициативах (законопроектах, проектах нормативно-правовых актов) органов государственной власти, рассылка новостей;
  • информирование членов АПКИТ об инициативах государства по тарифам страховых взносов для ИТ-компаний, направлять позицию АПКИТ в ОГВ по данной теме при необходимости;
  • получение экспертных заключений по вопросам деятельности Комитета.
Основные события работы Комитета:

1. Комитетом по законодательству АПКИТ еженедельно формируются и направляются членам Комитета обзоры и новостные рассылки по следующим темам:
  • Обзор федерального законодательства и законопроектов.
  • Новостная рассылка по теме «Персональные данные».
  • Новостная рассылка по теме «Налогообложение ИТ- компаний».
  • Новостная рассылка по теме «Интеллектуальная собственность».
  • Новостная рассылка по теме «Антипиратский закон».
  • Новостная рассылка по теме «Антимонопольное законодательство».
  • Новостная рассылка по теме «Контрактная система».
2. Комитет по законодательству АПКИТ по собственной инициативе или инициативе Правления АПКИТ выносил на обсуждение своих членов проекты правовых актов или предложения АПКИТ по уточнению действующего законодательства, затрагивающие интересы ИТ-отрасли, в том числе, Комитет проводил опросы членов АПКИТ об усилении проверок со стороны ИФНС по применению ИТ-компаниями льгот по уплате страховых взносов; принимал участие в подготовке предложений об информационно-правовом сотрудничестве между АПКИТ и Минцифрой при подготовке писем Минцифры в Минфин и ФНС по вопросам налогообложения и применения льгот в ИТ-отрасли, для дополнительной экспертной оценки; готовил предложения о введении временного моратория на проверки ИТ-компаний со стороны ФНС; готовил изменения и уточнения в проекты запросов ТПП РФ о разъяснении по вопросам применения «налогового маневра для ИТ-компании»; участвует в работе Межведомственной рабочей группы по подготовке разъяснений положений Налогового кодекса Российской Федерации в части налоговых преференций для ИТ-компаний, а также выработке предложений по корректировке налогового законодательства; участвует в обсуждении законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (пятый «цифровой» антимонопольный пакет).

3. Члены Комитета принимают участие в заседаниях Дискуссионного клуба юристов ИТ-отрасли, которые проводят Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и юридическая фирма «Баширов и партнеры» по актуальным вопросам применения законодательства и анализа судебной практики в сфере интеллектуальной собственности, а также в работе Правового комитета АРПП «Отечественный софт».

Решаемые задачи в 2020 г.: отслеживание значимых для отрасли правовых инициатив; информирование членов АПКИТ о важных изменениях в законодательстве; сбор и подготовка консолидированного мнения для направления в органы власти.

Новостные рассылки членам Комитета обзоры по темам:
1. Обзор законодательства и законопроектов
2. Персональные данные
3. Налогообложение ИТ- компаний
4. Интеллектуальная собственность
5. Антипиратский закон
6. Антимонопольное законодательство
7. Контрактная система

Событийное реагирование: Юридическая проработка позиции АПКИТ по проектам НПА, поступающих в АПКИТ

В числе проанализированных Комитетом правовых актов
  • Участие в подготовке изменений и уточнений в проект ФЗ № 990337-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (о налоговом маневре в ИТ-отрасли);
  • Проект распоряжения Правительства РФ об утверждении перечня классов программного обеспечения и проект постановления Правительства РФ об утверждении правил формирования и ведения Реестра российского ПО и БД;
  • Законопроект ФАС России в отношении РИД, аресту ИТ-предпринимателей и вопросу учёта специфики ИТ-отрасли при совершенствовании контрактной системы.
Члены Комитета принимают участие в совместных заседаниях Дискуссионного клуба юристов ИТ-отрасли, которые проводят Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и юридическая фирма «Баширов и партнеры» по актуальным вопросам применения законодательства и анализа судебной практики в сфере интеллектуальной собственности, а также в работе Правового комитета АРПП «Отечественный софт».


Решаемые задачи в 2019 г.:
  • отслеживание значимых для отрасли правовых инициатив;
  • информирование членов АПКИТ о важных изменениях в законодательстве;
  • подготовка консолидированного мнения для направления позиции в органы власти.

Еженедельные рассылки членам Комитета обзоры по темам:
  • Общий обзор законодательства и законопроектов
  • Персональные данные
  • Налогообложение ИТ- компаний
  • Интеллектуальная собственность
  • Антипиратский закон
  • Антимонопольное законодательство
  • Контрактная система
Событийное реагирование: Юридическая проработка позиции АПКИТ по проектам НПА, поступающих в АПКИТ.

В числе проанализированных Комитетом правовых актов:

Концепция ТПП России по совершенствованию законодательства РФ до 2021. Предложено дополнить Концепцию темой сохранения льгот по страховым взносам для IT-бизнеса, расширения практики применения «регуляторных песочниц» для отработки новых, пока не существующих технологий, а сохранения действующего порога наступления уголовной ответственности, установленного в статье 146 УК РФ.
Проект письма АПКИТ в Минкомсвязь России по вопросу реформирования контрактной системы, в котором АПКИТ обращает внимание министерства на некоторые положения, которые опасно реализовывать без учета специфики ИТ-отрасли, что может негативно сказаться на закупках ПО и БД.
По инициативе Роскомнадзора в рамках «регуляторной гильотины» обсудили проект Постановления РФ «О признании утратившими силу … НПА …».
Обсудили законопроект № 763517-7 и проект позиции АПКИТ на законопроект – о значимых информационных ресурсах. Основным владельцем такого ресурса сможет выступать российское юридическое лицо или гражданин РФ. При этом доля иностранного участия в российском юридическом лице ограничивается 20 процентами голосующих акций.