Logo_IT-SUMMIT.png

Рабочая группа по разработке проекта СТР "Оборудование информационных технологий"


Специалистами ряда ведущих ИТ компаний, входящих в состав АП КИТ, разработан проект  специального технического регламента "Оборудование информационных технологий", необходимого для практического использования в интересах рынка ИТ   федерального закона "О техническом регулировании" 184-ФЗ, вступившего в силу 1 июля 2003 года. АП КИТ выступил в качестве организации-разработчика этого проекта.

Данный проект предусматривает введение вместо процедуры обязательной сертификации продукции информационных технологий обязательное декларирование соответствия по существенно сокращенному перечню требований.

Детали процедуры регистрации декларации описаны в ФЗ 184, вступившем в силу 01.07.03. (http://www.gost.ru/
В настоящее время закончилось публичное обсуждение проекта. 29 октября в Государственной Думе прошли слушания по регламенту.

Пояснительная записка  к проекту специального технического регламента 
"Оборудование информационных технологий".

1. Обоснование необходимости принятия СТР.

Необходимость принятия данного регламента вытекает из положений нового ФЗ "О техническом регулировании", требующих обеспечить минимально необходимый уровень обязательных требований к продукции ИТ в отношении ее безопасности, а также минимальные требования к ИТ по электромагнитной совместимости (ЭМС), обеспечивающие безопасное функционирование любого оборудования (Ст.7.1 ФЗ).

Принятый в рамках административной реформы (и вступивший в силу 01.07.03) закон впервые предоставляет бизнес-сообществу возможность принять участие в формировании требований к продукции и услугам в части технического регулирования и позволяет существенно упростить и облегчить обязательные требования государства в этой области и выступать с инициативными проектами технических регламентов.

Существующие ныне обязательные требования и процедуры выходят далеко за рамки требований, допустимых данным законом и в силу этого противоречат ему. Отсюда вытекает необходимость принятия технического регламента, содержащего требования к оборудованию информационных технологий.

Необходимость специального технического регламента для оборудования информационных технологий (ОИТ) вытекает также из того, что такое оборудование - весьма специфическая отрасль, требования безопасности и ЭМС для которой невозможно установить в общем техническом регламенте, поскольку для данной продукции они связаны с конструктивными решениями, применяемыми в изделиях.

Настоящий проект реализует наиболее демократичные процедуры подтверждения соответствия при сохранении гармонизации требований с международными стандартами. В отсутствие проектов технических регламентов со стороны бизнес-сообщества, проекты технических регламентов будут на безальтернативной основе разрабатываться заинтересованными ведомствами, со всеми вытекающими из этого негативными проявлениями.

В силу этой причины крайне актуальным является появление проектов, разработанных производителями и продавцами продукции. Предлагаемый проект технического регламента прошел экспертизу в рабочей группе при Экономическом Управлении Администрации Президента РФ по техническому регулированию и признан достаточно готовым для опубликования официального уведомления в печатном органе Федерального органа по техническому регулированию.

2. Принципы разработки технического регламента.

Из положений закона "О техническом регулировании"  (184 ФЗ) вытекают также и основные принципы, заложенные в основу данного СТР.

Во-первых, проект СТР устанавливает необходимый минимум обязательных требований к продукции ИТ. 
Во-вторых, установленные требования соответствуют современной международной практике с одной стороны, и основываются на преемственности требований, применяемых в России до введения СТР, с другой стороны. Тем самым обеспечивается соответствие требований проекта СТР уровню развития отрасли в РФ. 
В-третьих, данный проект СТР устанавливает наиболее простую и эффективную схему подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям - в соответствии со Ст.19 и Ст.24 ФЗ.

Действительно, анализ международной практики показывает, что наиболее эффективным способом подтверждения соответствия ОИТ является декларирование. Вместе с тем, многолетний опыт обязательной сертификации в России показывает неэффективность этого процесса для ОИТ.

Далее следует отметить, что информационные технологии - весьма специфическая отрасль, требования безопасности и ЭМС для оборудования в которой невозможно установить в общем техническом регламенте.

Это связано с тем, что безопасность ОИТ и соответствие его требованиям ЭМС определяется, главным образом, конструктивными особенностями и закладывается при разработке изделий. На этой стадии и происходит обеспечение соответствие продукции установленным требованиям. Таким образом, требования к продукции ОИТ в большой степени относятся к конструктивно-технологическим решениям, применяемым при разработке изделия. Выбор этих решений  определяется на стадии, когда до серийного выпуска продукции дело не дошло и об обязательной сертификации продукции говорить невозможно. 
Отсюда следует, что изготовитель и разработчик должны нести всю полноту ответственности за соответствие продукции, что они обеспечивают на стадии разработки продукции, до ее объявления на рынке и серийного выпуска.

Другой вывод, вытекающий из этого - метод внерыночного тотального контроля со стороны государства с помощью сертификации в случае с ОИТ работать не может. Необходимо учесть также, что развитие информационных технологий в России пока отстает от уровня развитых зарубежных стран, в связи с чем большая часть наиболее передовых устройств данной отрасли поступает в Россию из-за рубежа. В связи с этим, существующая ныне практика обязательной сертификации является существенным тормозом для поступления новых передовых видов продукции из-за рубежа и недостаточно эффективна при оценке соответствия продукции ИТ, имеющейся на российском рынке, в том числе - выпускаемой на территории РФ.

Настоящий СТР устанавливает процедуру обязательного подтверждения соответствия, применяемые в отношении ИТ на территории Российской Федерации в виде декларирования соответствия на основе собственных доказательств. Это соответствует мировой практике в данной области и является наиболее эффективным механизмом обеспечения качества продукции прямого действия.

Однако данный проект СТР устанавливает необходимые компоненты доказательственной базы для декларирования. Проект предусматривает наличие у изготовителя результатов испытаний, что является необходимым условием для декларирования соответствия в международной практике.