АПКИТ
Регистрация на страничку Обсуждений (форум)

Регистрация на Форуме


 
ФИО*
E-mail*
Компания
Должность
 

* - Поля, обязательные для заполнения

Об ассоциации
Новости
События
Правление
Комитеты
Партнеры
Фотогалерея
 

Члены АПКИТ Как вступить в АП КИТ Предложение региональным компаниям Общее собрание АПКИТ 2017


В Общественной палате АП КИТ выступил против поправок ФАС

12.09.2013

12 сентября АП КИТ приняла участие в общественных слушаниях по обсуждению проекта поправок к проекту федерального закона № 199585-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции». Н.Комлев, директор АП КИТ, выступил с предостережением о том, что поправки, инициированные Федеральной антимонопольной службой ухудшат условия для ИТ-бизнеса.

Поправки отменяют имеющиеся сейчас исключения для применения антимонопольного законодательства в отношении результатов интеллектуальной деятельности (РИД). В случае принятия поправок ФАС получит дополнительные возможности вмешательства в ИТ-бизнес как по запросу недобросовестных конкурентов, так и по собственной инициативе чиновников.

Проект расширяет возможности ФАС – согласно новой редакции закона регулированию подлежат отношениям, связанные с обращением товаров, произведенных с использованием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), если соглашения (действия), связанные с использованием исключительных прав, направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции при обращении соответствующих товаров.

Устанавливается, что Правительство РФ, по представлению федерального антимонопольного органа, подготовленному по результатам анализа состояния конкуренции, вправе установить правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии, применительно к которому в совокупности выполняются следующие условия:

Выступая в Общественной палате Н.Комлев отметил:

«Антимонопольное законодательство направлено в первую очередь на предупреждение и пресечение монополистической деятельности, а законодательство об интеллектуальных правах, наоборот, устанавливает легальную монополию правообладателя на результат интеллектуальной деятельности. Здесь очень важен баланс и практика применения.

Главные условия любого лицензионного договора, разрешённые ГК, по своей природе имеют монопольную составляющую (например - возможность определить территорию использования РИД, предоставить право на заключение лицензионного договора или отказать в таком праве и т.п. - закреплены в ГК ст1229, 1235).

На наш взгляд, не нужно пытаться распространять на отношения в сфере интеллектуальных прав не приспособленные для этого запреты, содержащиеся в Законе о защите конкуренции.

Во-первых, это может создать ситуацию, в которой любое недобросовестное лицо, заинтересованное в приобретении прав на результат интеллектуальной деятельности, получит возможность использовать антимонопольные органы в своих интересах для принуждения правообладателя к заключению лицензионных договоров или приобретении исключительных прав.

Во-вторых, злоупотребление в этой ситуации становится возможным и со стороны недобросовестных или сильно занятых госслужащих т.к. исключение из текста Закона части 4 ст.10 и части 9 ст.11 приведёт к тому, что любой лицензионный договор будет автоматически становиться объектом интереса антимонопольных органов из-за своих условий.
Такой чиновник вряд ли станет разбираться в коллизии: по Гражданскому кодексу действия правообладателя законны, а по Закону о защите конкуренции нет.
Естественно реакцией представителя ФАС может стать следующая: сперва завести дело, начать расследование, а потом уже разбираться по сути. И пусть тот, против кого есть подозрения, доказывает свою правоту.

Принятие данных поправок может негативно повлиять на стимулы к инвестициям в инновации на основе использования РИД, что противоречит декларируемой государством линии поддержки инноваций.
К тому же нет никаких оснований считать, что механизмов законодательства об интеллектуальной собственности и норм, предусмотренных гражданским кодексом недостаточно для противодействия злоупотреблению исключительными правами.
Просим не вносить эти поправки. Готовы принять активное участие в обсуждении комплекса альтернативных мер по развитию конкуренции в России»

Суть «поправок ФАС» - в ФЗ "Защите конкуренции" вносятся 4 поправки:

- Удаляются исключения, касающиеся результатов интеллектуальной деятельности (РИД) из статей 10 и 11
Из части 4 ст.10 норма: «Требование настоящей статьи не распространяются действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции,работ, услуг»
Аналогичное удаление из ст11.

- Добавляются в статью 3 пункты 3 и 4, касающихся РИД :
Пункт 3. «Положения настоящего Федерального закона подлежат применению к отношениям, связанным с обращением товаров, произведенных с использованием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если соглашения (действия), связанные с использованием исключительных прав, направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции при обращении соответствующих товаров»
Пункт 4. «Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках, которые относятся к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с международным договором»

Подавляющее большинство участников рынка против этих поправок. Однако ФАС с удивительным упорством продолжает их продавливать.

Возврат к списку