АПКИТ
Регистрация на страничку Обсуждений (форум)

Регистрация на Форуме


 
ФИО*
E-mail*
Компания
Должность
 

* - Поля, обязательные для заполнения

Об ассоциации
Новости
События
Правление
Комитеты
Партнеры
Фотогалерея
 

Члены АПКИТ Как вступить в АП КИТ Предложение региональным компаниям


Минкомсвязи обозначило приоритеты и планы до 2018г.

03.07.2013

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ опубликовало план деятельности до 2018 года по всем направлениям (включая не только ИТ, но и связь, почту, медиа и т.д.) http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=43792 и подготовило для подачи в Правительство дорожную карту «Развитие отрасли информационных технологий» до 2018 г., которую обсудило на Экспертном совете при Открытом Правительстве.

Эти документы важны не только для понимания того, куда будет направлено для финансировании, но и фиксацией приоритетов текущего руководства Минкомсвязи, т.е. для каких видов (сегментов) ИТ-бизнеса оно будет пытаться создать благоприятные условия, а для каких нет.

Если обсуждение первой версии Стратегии развития ИТ-отрасли 2014-2020 (кстати, второй исправленной версии так и не появилось) проходило непосредственно в Министерстве http://www.apkit.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=15660 то для обсуждения дорожной карты Развития отрасли ИТ экспертов собрали 26 июня в Белом доме – здании Правительства РФ.

 Минкомсвязи обозначило приоритеты и планы до 2018г.

Это был формат заседания Экспертного совета при Открытом Правительстве под председательством Бориса Рапопорта, директора департамента Правительства РФ по формированию системы «Открытое правительство». В заседании приняли участие Евгений Ковнир, директор департамента развития отрасли ИТ Минкомсвязи РФ, представители госструктур, ИТ-бизнеса и инфраструктурных организаций (АП КИТ, АСИ, Руссофт, АРПП, фонд Бортника, Сколково) и другие (такие, как Газпромбанк, Госмобконтент).

Документ был разослан только по экспертам и только накануне, так что на серьезное массовое обсуждение основополагающего для ИТ-отрасли документа времени не оставили. Поправки, как было объявлено, принимались лишь до конца дня.

Сравнивая Стратегию, подготовленную Минкомсвязи и Дорожную карту, можно отметить, что Карта получилась более проработанной. Большинство тезисов правильные. Другое дело, что этот документ, как и предыдущий не охватывает всей ИТ-отрасли, а описывает и предлагает развивать только отдельные ее сегменты.

Среди высказанных и переданных экспресс-замечаний со стороны АП КИТ:

1.В документе занижены целевые показатели по ИТ-кадрам. Если мы хоти прийти к среднемировой цифре 3% ИТ-кадров от всех трудоспособных, то надо добиваться того, чтобы общая численность ИТ-кадров составила 2,4 млн. чел., для этого средний рост отрасли должен составлять 14% в год, а приток кадров должен достигнуть 450 тыс. чел. в год к 2018 году.

2. Скорректировать данные по числу ИТ-специалистов в стране. Необходимо учесть, 300 тыс ИТ-специалистов работает лишь в самой отрасли. Еще около 700 тыс ИТ-специалистов работает на предприятиях и в учреждениях других отраслей. Их нельзя забывать. Ключевая задача российской экономики – повышение производительности труда. Наиболее реальный способ ее увеличения в различных отраслях экономики – в автоматизации и информатизации как технологических процессов, так и сферы управления бизнесом. ИТ являются мультипликатором роста экономики.
Следовательно, ИТ-кадры нужны не только собственно ИТ-отрасли, но и ИТ-департаментам предприятий всех отраслей экономики, сфере госуправления и работы с населением. Вывод – России нужен интенсивный прирост численности ИТ-кадров. Т.е. подготовка ИТ-кадров должна осуществляться опережающими темпами, по сравнению с подготовкой специалистов других сфер экономики.

3.Относительно целевых показателей в части создания привлекательных условий для ИТ-бизнеса в России, необходимо:
3.1. зафиксировать в планах работу над продлением срока действий налоговых льгот для разработчиков ПО и расширением круга льготополучателей.
3.2. с учетом развития Единого экономического пространства, сделать целевым показателем создание совокупной налоговой нагрузки в России для ИТ-бизнеса НЕ хуже, чем в Казахстане, Беларуси и Украине или даже создание в этом плане более привлекательных условий.
3.3. в части устранения барьеров для экспорта вписать в планы:
а) присоединение России к соглашению ITA (вступая в ВТО, мы планировали это сделать)иначе произведенное в России всегда будет дороже ввезенных готовых изделий
б) поставить в план ежегодный рост числа официально экспортируемой из России продукции ПО и компьютерной техники. Не в деньгах, а в прошедших через таможню штуках
в) для развития в России производства и потребления ИТ устранить барьеры для легального импорта ИТ.

4. Включить в План мероприятий раздел: "Меры по увеличению использования предприятиями различных отраслей экономики ИТ-продукции для повышения производительности их труда." Здесь в дальнейшем пойдет речь и о полном переходе на безбумажный документооборот, и поощрении предприятий, приобретающих ПО для модернизации производства и др.

5. Дорожная карта сейчас включает далеко не все сегменты ИТ-рынка России. Без их развития структура ИТ-индустрии не будет гармоничной.

6. Важно при всех доработках карты сохранить в принцип технологической нейтральности.

7. Добавить тему более широкой опоры на ИТ-объединения.

8. По теме поддержки российских разработок целесообразно использовать в Дорожной карте формулировку из Протокола по итогам встречи В.Путина с ИТ-бизнесом в Новосибирске от 17 февраля 2012 г N ВП-П10-4пр «О повышении эффективности государственного управления при использовании информационных технологий»: «.. Минэкономразвития России (Э.С. Набиуллиной), Минкомсвязи России (И.О. Щёголеву), Минфину России (А.Г. Силуанову) представить в Правительство Российской Федерации предложения по вопросу поддержки российских программных продуктов в рамках госзакупок, закупок естественных монополий и госкомпаний. В отношении естественных монополий и госкомпаний предусмотреть аспект публичного раскрытия информации о доли используемого отечественного программного обеспечения …»

Среди замечаний, озвученных другими экспертами:

  • Усилить акцент на технологическое предпринимательство.
  • Предусмотреть меры по повышению доступности кредитов для малых и средних ИТ-компаний.
  • Пункт 1.2. «Стимулирование международных ИТ-компаний на открытие в России центров исследований и разработок» - вызвал опасения сразу нескольких экспертов. В частности, возникло предположение, что такие центры станут пылесосами квалифицированных кадров из российского ИТ-бизнеса. Евгений Ковнир заверил, что цель Министерства (в этом пункте) - сформировать задел по ИТ-науке, по той части перспективных направлений, в которых в России исторически ничего нет. Через такие центры, по мнению министерства, произойдет перенос новейших технологий и готовых команд на нашу почву.
  • Представленный документ отражает инерционность мышления. Он не предполагает изменения современного сценария. Сегодня Россия предоставляет мировому бизнесу людей и ресурсы. Эта карта, увы, не ставит задачи становления российских компаний мировыми игроками.
  • Предусмотреть налоговые льготы для бизнес-ангелов.
  • Разработать меры поддержки компаниям, предоставляющим интернет-сервисы. Сегодня они не попадают под льготы для программистов.

Возврат к списку