АПКИТ
Регистрация на страничку Обсуждений (форум)

Регистрация на Форуме


 
ФИО*
E-mail*
Компания
Должность
 

* - Поля, обязательные для заполнения

Об ассоциации
Новости
События
Правление
Комитеты
Партнеры
Фотогалерея
 

Члены АПКИТ Как вступить в АП КИТ Предложение региональным компаниям Общее собрание АПКИТ 2017


Протокол заседания комитета по образованию АП КИТ

Дата: 26 июля 2010, 19 часов

Место: г. Москва, Никоновский пер., д. 26, стр. 6, фирма «1С»

Присутствовали:

  1. Андреев Алексей, Андреев Софт
  2. Андреев Сергей, ABBYY
  3. Антонова Анна, Сетевая Академия ЛАНИТ
  4. Баташан Михаил, 1С
  5. Гаврилов Александр, Майкрософт
  6. Гудков Павел, 1С
  7. Иващенко Анна, АСКОН
  8. Комлев Николай, АП КИТ
  9. Кондаков Григорий, Яндекс
  10. Крупа Татьяна, 1С
  11. Нуралиев Борис, 1С
  12. Селезнева Ирина, Лаборатория Касперского
  13. Тимашпольская Ольга, Академия информационных систем
  14. Турилин Александр, Cisco
  15. Филиппович Андрей, МГТУ, МАК ИКТ
  16. Яшутина Ольга, Лаборатория Касперского

Повестка дня:

  1. О перспективах работы совместной комиссии Российского Союза ректоров и АП КИТ (комиссия РСР-АП КИТ).
    Докладчик – Н. Комлев (АП КИТ)
  2. Обсуждение и составление плана работ комиссии РСР-АП КИТ
    Модератор – Н. Комлев (АП КИТ)




Ход заседания

1. О перспективах работы совместной комиссии Российского Союза ректоров и АП КИТ рассказал исполнительный директор АП КИТ Николай Комлев.

26 мая 2010 г. состоялось заседание рабочей группы «Стратегические компьютерные технологии и ПО» Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу подготовки ИТ-кадров. Заседание прошло под руководством министра А.Фурсенко. Обсуждался вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров в области ИТ. С докладами выступили исполнительный директор АП КИТ Н.Комлев и руководитель Комитета АП КИТ по образованию Б.Нуралиев.

Говорили о текущей и перспективной ситуации в России с ИТ-кадрами: объеме потребности в них российской экономики, об экспертизе образовательных стандартов и программ на соответствие профстандартам, о формах взаимодействия ИТ-бизнеса с образованием в целях улучшения качества подготовки ИТ-специалистов в вузах и ссузах и др. Был озвучен ряд предложений, способных системно повлиять на ситуацию с ИТ-кадрами.

На заседании рабочей группы министр А.А. Фурсенко предложил начать взаимодействие АП КИТ и Российского союза ректоров.

30 июня 2010 г. состоялось заседание Совета Российского Союза ректоров (Совета РСР) с участием А.Фурсенко по теме «Задачи вузовского сообщества в сфере ИТ». По итогам заседания было принято постановление об образовании совместной комиссии АП КИТ – РСР по вопросам ИТ-образования, в которую вошли:

  1.  Садовничий Виктор Антонович (сопредседатель), Президент Российского Союза ректоров, Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, Вице-президент РАН, академик РАН
  2. Комлев Николай Васильевич (сопредседатель), Исполнительный директор АП КИТ
  3. Бетсис Павел, Генеральный директор ООО «Сиско Cистемс»
  4. Васильев Владимир Николаевич, Вице-президент Российского Союза ректоров, Ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики
  5. Волож Аркадий Юрьевич, Генеральный директор компании «Яндекс»
  6. Карамурзов Барасби Сулейманович, Член Правления Российского Союза ректоров, Ректор Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова
  7. Касперская Наталья Ивановна, Председатель Совета директоров ЗАО «Лаборатория Касперского»
  8. Корнильев Кирилл Геннадьевич, Генеральный директор «IBM Восточная Европа – Азия»
  9. Коссович Леонид Юрьевич, Ректор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского
  10. Нуралиев Борис Георгиевич, Руководитель Комитета АП КИТ, директор фирмы «1С»
  11. Прянишников Николай Николаевич, Президент Microsoft в России
  12. Собянин Владимир Александрович, Ректор Новосибирского государственного университета
  13. Федоров Игорь Борисович, Вице-президент Российского Союза ректоров, Президент Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, академик РАН
  14. Шестаков Александр Леонидович, Ректор Южно-Уральского государственного университета

Механизм взаимодействия с РСР пока не определен, также пока не определены направления взаимодействия. Предлагаю на нашем заседании очертить эти направления совместной работы. Также хотелось бы услышать предложения по организационной части.


2. Обсуждение и составление плана работ комиссии РСР-АП КИТ (Модератор – Н. Комлев)

А. ГАВРИЛОВ. В первую очередь, хотелось бы отметить возможности для прямого сотрудничества с вузами в области подготовки ИТ-специалистов. Совместно с Союзом Ректоров мы можем непосредственно доводить до ректоров наши предложения и пожелания по этому направлению.

Н. КОМЛЕВ. Это хорошее дополнение, нам действительно нужно воздействие на вузовское сообщество, можно попробовать и этот инструмент. Если есть конкретное предложение, которое мы бы хотели донести до ректоров через РСР, то мы готовы его зафиксировать.

А. ГАВРИЛОВ. В этом году из-за демографической ситуации ожидается снижение числа поступающих в вузы и, пропорционально, бюджетных мест, в следующем году картина ожидается аналогичная. Например, через РСР можно рекомендовать ректорам не снижать, а даже увеличивать набор по ИТ-специальностям.

П. ГУДКОВ. Хотелось бы поддержать Александра Гаврилова – действительно, нужно использовать РСР как возможность донесения нашей позиции до ректоров. Нужно по-прежнему просить увеличивать набор по ИТ-специальностям, а не оставлять на текущем уровне. Могу привести конкретный пример: на факультете ФИВТ МФТИ увеличивается количество бюджетных мест при поступлении на первый курс на 15 человек, тем не менее, конкурс на этот факультет самый большой по МФТИ – 8,5 человек на место. На мой вопрос о том, что, может быть, стоит еще больше увеличить количество мест на факультете, декан ФИВТ сказал, что это сейчас обсуждается. То есть, действительно, вопрос об увеличении приема лежит в сфере деятельности вуза и вполне подконтролен ректору.

Б. НУРАЛИЕВ. В июне я второй раз выступал на заседании Союза Ректоров. Первый раз выступал в январе 2007 года на выездном заседании в Нижнем Новгороде. Многое успел рассказать, но не знаю, смог ли в полной мере донести нашу позицию до сведения ректоров ввиду сильной ограниченности выступления по времени. Видится, что РСР – это общественная организация, административно дать команду ректорам что-либо делать такая организация не может, но яркое выступление и хороший пример, приведенный на заседании РСР, в ректорской среде могут повлечь за собой большой сдвиг.

Сейчас задачи остались те же: увеличение выпуска ИТ-специалистов, повышение качества подготовки, в том числе за счет повышения качества преподавательского состава.

Напомню, что по заявлению министра А.Фурсенко, со стороны министерства будет обеспечена поддержка тех вузов, которые запросят увеличение бюджетных мест по ИТ-направлению.

Благодарю коллег, которые также участвуют во взаимодействии с вузовским сообществом – Наталью Касперскую, Сергея Андреева и других.

Т. КРУПА. Электронные образовательные ресурсы разрабатываются по всем предметам школьного курса, в т.ч. и по информатике. Создание, например, учебника, соответствующего нашему пониманию курса информатики, процесс очень длительный и сложный. Электронные курсы быстрее и динамичнее донесут до конечной аудитории нужный посыл и будут способствовать популяризации предмета среди школьников.

А. ТУРИЛИН. Хотелось бы структурировать вопросы, которые нужно обсудить. Во-первых, хочу поддержать предыдущих выступающих в том, что пропаганда является наиболее важной темой. Одна из составляющих этого вопроса – соревнования, олимпиады и конкурсы. Хочу отметить, что все олимпиады относятся к ведению РСР, именно они утверждают списки олимпиад. Думаю, что у многих из присутствующих есть свои подобные мероприятия, может быть нужно использовать площадку РСР для придания нашим мероприятиям нового звучания. Вторая составляющая – это курс школьной информатики. У коллег из «Лаборатории Касперского» есть наработки по этому вопросу, у нас есть. Может быть создать площадку, где можно было бы сложить кусочки этого пазла, предположим, у кого-то есть курс по алгоритмизации и программированию, у нас, например, есть прекрасный курс по сборке/разборке компьютеров. Кажется, что мы очень много можем предложить, задача в том, чтобы обозначить этот вопрос на уровне Совета ректоров. Второй вопрос – это вопрос университетского образования и, кажется, что на уровне Союза ректоров можно поднять вопрос об адаптации университетским сообществом существующих программ вендоров. В частности, программ Cisco. Мы знаем, что такие программы есть не только у Cisco. То есть нужно найти высокоуровневую поддержу в РСР и министерстве образования, показать, что мы знаем чему учить.

Б. НУРАЛИЕВ. Мне кажется, что с одной стороны для нас, вендоров, вполне естественно продвигать свои интересы, но давайте посмотрим на проблему еще и как граждане своей страны. В информационных технологиях важно программирование, оно дисциплинирует. В свое время академик Ершов писал о том, что программирование – это вторая грамотность и ему надо учить. Конечно, не все люди будут потом программировать, но понимание алгоритма и юристам полезно. Сейчас, к сожалению, именно алгоритмирование и не преподается, дети его не осваивают. Одно дело, когда вендоры заинтересованы в продвижении своих средств, но это – наш узкий интерес. Другое дело, мы, как сообщество, должны выделить общие интересы. И не очень важно, какой будет преподаваться язык программирования, важно, чтобы осталась алгоритмизация как основная составляющая.

А. АНДРЕЕВ. Все мы понимаем, что нужно заниматься пропагандой ИТ со школьных лет. Предлагаю через РСР порекомендовать при каждом вузе создать учебный ИТ-центр для школьников. Летом такой центр может работать как ИТ-лагерь. Считаю, что это реальная форма продвижения ИТ-идей среди школьников. Я готов в этом вопросе активно участвовать.

Б. НУРАЛИЕВ. Мне кажется, это очень правильная мысль.

Н. КОМЛЕВ. Может быть стоит провести отдельное заседание комитета АП КИТ по образованию, посвященное тематике школьного ИТ-образования и рассмотреть конкретные проекты.

Г. КОНДАКОВ. По нашему опыту сам процесс стыковки ИТ-компаний и вузов достаточно сложен. Из четырех вузов, с которыми нам было интересно сотрудничать, удалось договориться только с двумя – это МФТИ и ВШЭ. Вероятно, подобный проблемы есть и других компаний. Видится, что одна из задач созданной комиссии РСР–АП КИТ – это способствование созданию базовых кафедр в различных вузах.

О. ТИМАШПОЛЬСКАЯ. Мы открыли недавно школу наставничества, набираем студентов, и они в течение 6 месяцев проходят стажировку. У студентов есть обязательные практики, предлагаю через РСР рекомендовать вузам заключать договора с ИТ-компаниями, чтобы вузы направляли туда своих студентов на практику. У нас это получилось – мы заключили договор с ГУУ и с педагогическим университетом. Они направляли к нам студентов на практику и несколько их практикантов остались у нас работать.

Г. КОНДАКОВ. Какая польза от этого вузам?

О. ТИМАШПОЛЬСКАЯ. Во-первых, у вузов есть проблемы с местами для проведения практик, особенно практики по специальности. Мы же имеем возможность предоставить именно профильную практику. Кроме, того, для вуза это – престиж специальности и самого вуза, т.к. выпускники попадают в ИТ-компании, а не идут работать в другие сферы.

Г. КОНДАКОВ. Сложность в том, что зачастую при вузах существуют небольшие компании, куда они и забирают студентов на практику, поэтому приход крупной фирмы может быть воспринят негативно. Вузу выгоднее «эксплуатировать» студентов внутри самого вуза.

О. ТИМАШПОЛЬСКАЯ. Не согласна с этим, большое количество студентов уходит в дальнейшем из вуза и не поддерживает с ним связи. Если ИТ-компании будут поддерживать студентов с третьего-четвертого курсов, то есть шанс, что после выпуска студенты не забудут alma mater. Такая цепочка прослеживается.

А. АНТОНОВА. Хотела бы прокомментировать утверждение о сложности интеграции образования и бизнеса. Сейчас я выступаю в качестве члена редакционной группы по подготовке доклада к сентябрьскому Госсовету, тема которого посвящена профессиональному образованию. В частности раздел, за который я отвечаю, ориентирован на интеграцию образования, науки, государства и бизнеса. Один из механизмов, который я туда заложила (не знаю, останется ли он в окончательной редакции) - это механизм интегрированного взаимодействия вуза, бизнеса и государства. Согласно этому механизму, вуз и бизнес подают совместную заявку на субсидирование открытия профильных целевых магистратур и аспирантур.

Н. КОМЛЕВ. Отмечу, что В. Садовничий также выражал готовность озвучить на упоминаемом Госсовете совместно выработанные предложения.

А. АНТОНОВА. Второй момент, который хотелось бы отметить: мы можем разработать замечательные стандарты и программы, электронные образовательные ресурсы, методические пособия, но не получим на выходе готового специалиста до тех пор, пока у нас не будет преподавателей, готовых транслировать подготовленные материалы студентам. Подготовка качественного профессорско-преподавательского состава, готового преподавать в соответствии с современными стандартами – очень важная задача, на которую нужно обратить особое внимание. Возможно, вместе с программами и стандартами вузам нужно предлагать программы подготовки преподавателей.

Б. НУРАЛИЕВ. Мы делаем профессиональные стандарты и рекомендуем вузам учитывать их при разработке образовательных стандартов. АП КИТ взялся рецензировать образовательные стандарты, более десятка отрецензировали, но важнее даже рецензирование не образовательных стандартов, а образовательных программ. Такой опыт тоже есть.

А. ФИЛИППОВИЧ. Говоря о взаимодействии с РСР, хотелось бы говорить не только о том, что можно потребовать от РСР или попросить донести до вузов, но и обсудить то, что само бизнес-сообщство может сделать для вузов. В частности, на выступлении АП КИТ в РСР прозвучало, что одно из актуальных направлений деятельности АП КИТ это работа с этикой. Это очень конструктивно. Например, когда мы пытались разработать учебники «Этика в области ИТ», «Политика в области ИТ», «Культура в области ИТ», то пришли к выводу, что никто эти учебники написать не может, это действительно очень сложная задача. Вероятно, бизнес-сообщество также должно принять участие в формировании личности школьника, живущего в информационном пространстве. Для этого нужно пригласить Ю.Горвица, который является кандидатом педагогических наук, представителей других педагогических школ.

Также по своему опыту, замечу, что тема образовательных стандартов очень непростая, и задача их рецензирования также очень ответственна не только в профильной ИТ-части, но и в целом. Пользуясь случаем, хочу сообщить, что мы разработали курс, в котором рассказывается как устроена система стандартов и нормативных актов в высшей школе, и будем проводить обучение в сентябре в рамках Петрозаводской конференции.

Что касается, школьного образования, я бы хотел обратить внимание на проблему нехватки школьного медперсонала, медсестер, которым предстоит вести электронные карты здоровья школьников. Нужны предложения от бизнеса о путях решения этой проблемы. О похожей проблеме говорили в министерстве культуры – им не хватает специалистов по оцифровке различных памятников культуры. Эти задачи хорошо согласуются с задачами разработки профессиональных стандартов для специалистов в области моделирования, web-дизайна и других. Думаю, что с предложениями совместной работы вузов и бизнес-сообщества по таким сложным специализированным направлениям, как компьютерный дизайн, компьютерная лингвистика, медицина и др. можно выходить в РСР.

С. АНДРЕЕВ. В школьном образовании много разных вопросов. Сейчас активно обсуждается вопрос федеральных образовательных стандартов для школы, также очень актуален вопрос переподготовки учителей. Третий вопрос – обсуждение федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО). Я пытаюсь разобраться с малой частью этого круга вопросов – со стандартами общего образования.

В настоящее время уже приняты стандарты для начальной школы и идет обсуждение стандартов для средней школы, то есть для 5-9 классов. Следующий этап – стандарты для 10-11 классов. Ситуация со стандартом для 5-9 классов следующая: первый вариант стандарта подвергся жесткой критике со стороны самых разных организаций. Что касается стандарта по информатике, то этот предмет в 5-9 классах был объединен с математикой. Совершенно очевидно, что информатику просто «съедят». В обсуждаемом виде проект федерального государственного образовательного стандарта для 5-9 классов в части информатики, на наш взгляд, не соответствует целям развития экономики России.

Была проведена работа по привлечению преподавателей-методистов к оценке данных стандартов.

Мы благодарны Министерству образования и науки за существенные успехи в развитии образования в области информационных технологий в высшей школе, за увеличение количества бюджетных мест в вузах по этим специальностям, что, безусловно, способствует решению поставленной задачи по опережающему инновационному развитию экономики России. Однако для того, чтобы в университетах появились абитуриенты с нужным уровнем базовой подготовки, а также для того, чтобы массовый выпускник полной средней школы мог свободно использовать современные информационные технологии в разных областях жизни и профессиональной деятельности, требуется принципиальный прорыв в качестве школьного образования в области информационных технологий.

Для этого в школе на уроках информатики можно и нужно обучать детей основам программирования и алгоритмического мышления, которое, кроме компьютерного применения, приносит с собой и базовые управленческие навыки, а также навыки работы со сложными знаковыми системами. Сложность обучения базовым алгоритмам заметно ниже сложности текущей программы средней школы по математике и физике, поэтому не требует от детей особой подготовки, но создает питательную среду для появления сильных будущих студентов.

В связи с вышеизложенным выглядит совершенно неуместно соединение двух предметов – математики и информатики, а также «гуманитаризация» содержания образования по информатике путем введения в него изучения «роли информационных процессов» вместо изучения собственно информационных процессов.

Это, в конечном итоге, приводит к сужению базы школьников, способных писать несложные программы, и, как следствие, к сокращению потока более сильных детей, которые желают получать профильное образование по информатике в старших классах.

Основные предложения по изменению обсуждаемого стандарта состоят в следующем:

  1. Разделить математику и информатику на два предмета.
  2. Перенести акцент с обсуждения гуманитарных аспектов информатизации общества и моделирования информационной деятельности без компьютера на освоение практических навыков по составлению программ и изучению алгоритмов.
  3. Не увеличивать в курсе информатики обучение использованию программных продуктов, но осуществлять такое обучение в рамках всех предметов школьной программы с практическим применением этих навыков для целей образования по соответствующим предметам.

Мы готовы разработать рекомендации по содержанию требований к итоговой подготовке учеников по информатике на основе вышеизложенных принципов.

Также мы готовы представить предложения по обогащению стандартов по другим предметам элементами информатизации и применения компьютерных технологий.

  • Решение
1. Предложить Российскому союзу ректоров следующие направления взаимодействия и определить ответственных от АП КИТ за подготовку соответствующих материалов:
      • Позиционирование дисциплины «Информатика» в разрабатываемых федеральных государственных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования, состыковка с единым государственным экзаменом (ЕГЭ) по дисциплине «Информатика» – С. Андреев
      • Профессиональная ориентация школьников в части изучения программирования и ИТ-технологий (ответственный от АП КИТ не определен);
      • Развитие системы соревнований и олимпиад школьников по программированию – Г. Кондаков и А. Андреев.
      • Обсуждение возможностей по организации дополнительного ИТ-образования школьников на базе вузов – А. Андреев.
      • Расширение приема по направлениям подготовки в области ИТ с учетом перспективных потребностей российской экономики – А. Гаврилов.
      • Выработка предложений по повышению стоимости бюджетных мест по ИТ-специальностям – П. Гудков.
      • Развитие кооперации вузов и предприятий путем субсидирования государством организации базовых кафедр и лабораторий, целевых магистратур – Г. Кондаков.
      • Расширение взаимодействия индустрии и системы высшего профессионального образования в вопросе организации практики студентов вузов – О. Тимашпольская.
      • Возможность более активного использования готовых образовательных курсов вендоров и адаптация существующих программ вендоров – А. Турилин (совместно с А. Филипповичем).
      • Создание канала информирования вузов о мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, днях карьеры и т.д.), которые проводят ИТ-компании для студентов – А. Иващенко.
      • Привлечение к преподаванию ИТ-дисциплин специалистов из ИТ-индустрии – Н. Челышев.
      • Переподготовка в области ИТ безработных и работников, находящихся под риском увольнения – А. Турилин.
2. Поручить исполнительному директору АП КИТ Николаю Комлеву осуществлять координацию с Российским союзом ректоров в вопросах согласования тематик взаимодействия и организации первого заседания совместной комиссии РСР-АП КИТ.

3. Поручить А.Андрееву подготовить презентацию концепции организации дополнительного ИТ-образования школьников и представить на заседании комитета АП КИТ по образованию (ориентировочно – 18 октября 2010 г.).

4. Поручить А. Турилину подготовить доклад об опережающем обучении и переподготовке безработных к очередному заседанию комитета АП КИТ по образованию (ориентировочно – 15 ноября 2010 года).

Фотогалерея заседания