АПКИТ
Регистрация на страничку Обсуждений (форум)

Регистрация на Форуме


 
ФИО*
E-mail*
Компания
Должность
 

* - Поля, обязательные для заполнения

Об ассоциации
Новости
События
Правление
Комитеты
Партнеры
Фотогалерея
 

Члены АПКИТ Как вступить в АП КИТ Предложение региональным компаниям Общее собрание АПКИТ 2017


Заседание Комитета 20 декабря 2006г.

Протокол заседания комитета АП КИТ по образованию

Дата: 20 декабря 2006 г.
Место: фирма «1С»
Начало заседания: 19:15
Председатель: Б. Нуралиев

Присутствовали:

  1. Белов Сергей, IBM East Europe/Asia
  2. Васильев Андрей, FORS TC
  3. Воронов Максим, R-Style
  4. Гаврилов Александр, Microsoft
  5. Горвиц Юрий, Oracle
  6. Горелова Анастасия, «Лаборатория Касперского»
  7. Гудков Павел, «1С»
  8. Дымарская Ольга, «Деловая Россия»
  9. Жеребина Ольга, «1С»
  10. Изместьев Дмитрий, «Сетевая Академия ЛАНИТ»
  11. Калягина Ольга, «АСКОН»
  12. Комлев Николай, АП КИТ
  13. Лавренова Екатерина, «Академия АйТи»
  14. Меняйло Владимир «ФОРС-Центр разработки»
  15. Милов Денис, RUSSEE (TEKAMA)
  16. Никитин Виктор, ГУ-ВШЭ
  17. Никитин Игорь, Прогноз
  18. Николаев Алексей, Intel
  19. Нуралиев Борис, «1С»
  20. Оверченко Владимир, «Хьюлетт-Паккард»
  21. Онищенко Владимир, «Элвис-Плюс»
  22. Перунова Любовь, «Лаборатория Касперского»
  23. Сухомлин Владимир, ВМиК МГУ им. М.В. Ломоносова,
  24. Цымбал Дмитрий, Antares Software
  25. Челышев Николай, «ФОРС-Центр разработки»
  26. Швецова Людмила, «Яндекс»
  27. Шершульский Владислав, Microsoft
  28. Шкред Анатолий, «Интуит.ру»

Предложения по направлениям работы комитета АП КИТ по образованию  в 2007 году:

1. Актуализация исследования контингента студентов ИТ-специальностей в вузах РФ. Исследование контингента студентов ИТ-специальностей в колледжах (учреждениях среднего профессионального образования).

Б. НУРАЛИЕВ («1C»). Главная проблема в индустрии сегодня – нехватка кадров. Обеспечение индустрии кадрами на сегодняшний день важнее, чем налоговая поддержка, чем создание специальных зон по развитию информационных технологий. В прошлом году стоял вопрос: сколько специалистов готовят? и сколько их нужно? По первому вопросу исследование проведено.
Интернет-Университет Информационных Технологий, Издательство «Открытые Системы», Лицей Информационных Технологий при поддержке Ассоциации АП КИТ провели исследование контингента студентов ИКТ-специальностей в высших учебных заведениях России в 2005г.

А. ШКРЕД («Интуит.ру»). Проведенное исследование более или менее формальное, и дает общую картину с допущениями и предположениями. В этом году мы хотим провести более тщательное исследование, посмотреть картину более качественно и опросить вузы на предмет изучения конкретных технологий, предметов, направлений. Не брать за основу официальную статистику и документацию Министерства образования и науки, а провести реальный опрос с упоминанием всех интересующих нас технологий.

  • Решение:
    1.1. Продолжить исследования контингента студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования.
    Отв.: А.Шкред («Интуит.ру»), А.Гиглавый (ЛИТ), срок — июнь или ноябрь 2007 г.

2. Исследование потребностей ИТ-индустрии в кадрах.

Б. НУРАЛИЕВ («1С»). Есть еще менее исследованный вопрос: сколько кадров нужно? В индустрии ИТ (фирмам ИТ-профиля) и в других фирмах и организациях России. И кто за это исследование возьмется?
Внутренний ИТ-рынок России развивается быстрее любого другого (по данным IDC). Будет ли дальше развиваться? Наверное, будет. Все упирается в нехватку кадров, особенно в сфере ИТ-услуг.
Мы проводили собственное внутреннее исследование (это не официальная точка зрения АП КИТ). Потребность на следующий год будет составлять примерно 175 000 чел. А вузы, по исследованию Шкреда-Гиглавого, выпустили в прошлом году 30 000 специалистов и магистров + 18 000 бакалавров.
Понятно, что такое исследование нужно делать гораздо серьезнее и уточнять.

А. ГАВРИЛОВ (Microsoft) выразил сомнение в том, что такое исследование можно сделать за три месяца при имеющихся ресурсах, но согласился с тем, что проблема острая и приоритеты расставлены правильно.
Поступило предложение от А. ШКРЕДА («Интуит.ру») сначала выработать методику исследования, сформировать рабочую группу, назначить руководителя группы.

  • Решение:
    2.1. Сформировать рабочую группу по вопросу исследования потребностей ИТ-индустрии в кадрах в составе:
    М. СОРОКИН («1С»),
    Е. ЛАВРЕНОВА («Академия АйТи»),
    О. КАЛЯГИНА (АСКОН),
    А. ГАВРИЛОВ (Microsoft),
    А. ШКРЕД («Интуит.ру»),
    Д. МИЛОВ (TEKAMA).
    2.2. На первом заседании рабочей группы выбрать координатора.
    2.3. Сформировать аналитический отчет по потребностям ИТ-индустрии в кадрах.

3. Подготовка рекомендаций по увеличению бюджетных мест в российских вузах по приоритетным ИТ-специальностям.

Поступило предложение проводить заявленную работу после завершения исследований п.1 и п.2, то есть готовить рекомендации по результатам исследований.
В.МЕНЯЙЛО («ФОРС-Центр разработки»), Е. ЛАВРЕНОВА («Академия АйТи»). Министерство в ноябре 2007 г. будет формировать объем приема на 2008/2009 учебный год.

  • Решение:
    3.1. Базируясь на исследованиях контингента студентов ИТ-специальностей и потребностям ИТ-индустрии в кадрах, подготовить обращение в Министерство информационных технологий и связи и Министерство образования и науки с предложением по расширению подготовки ИТ-специалистов за счет средств федерального бюджета (увеличение бюджетных мест по направлениям подготовки в области ИТ).
    Срок — август 2007 г.

4. Разработка предложений о поддержке преподавателей вузов, реализующих инновационные программы в области информационных технологий.

П.ГУДКОВ («1С»). Повышение качества и увеличение объемов подготовки ИТ-специалистов требуют внедрения инновационных программ и постоянного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. Использование актуальных методик и современных ИТ-инструментов невозможно без тесного взаимодействия преподавателей с участниками рынка информационных технологий. Из-за существенной разницы в доходах существует проблема ухода высококвалифицированных педагогов на работу в коммерческие компании. Одновременно с этим остро стоит проблема привлечения для преподавания в вузах молодых талантливых кадров.
Для решения данных проблем и повышения качества подготовки по ИТ-специальностям предлагается выступить с инициативой ежегодного проведения конкурса на получение денежного поощрения для лучших преподавателей вузов. Например, можно предложить дополнить с 2008 года направление «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» приоритетного национального проекта «Образование» мероприятием по поощрению преподавателей высших учебных заведений, активно реализующих инновационные образовательные программы в области информационных технологий.
Выделение преподавателей ИТ-специальностей относительно преподавателей других дисциплин оправдано более высокой, чем в других отраслях, мобильностью кадров, а также высокой для российской экономики отдачей от выпускников ИТ-сферы.
Предложение проводить конкурсный отбор лучших преподавателей, реализующих инновационные программы в области информационных технологий, а не доплачивать всем преподавателям по ИТ-специальностям, связано с необходимостью дополнительно стимулировать совершенствование образовательных программ, обеспечивать их соответствие современным технологиям и актуальным потребностям рынка труда.

Предложения:
А. ШКРЕД («Интуит.ру»). На выходе необходимо получать что-то материальное, учебный курс, например, какой-то результат.
В.СУХОМЛИН (ВМиК МГУ им. М.В. Ломоносова). Необходимо выбрать 2-3 стратегических направления подготовки и поддержать кафедры, которые готовят в этом направлении работы.
А.НИКОЛАЕВ (Intel). Необходимо конкретизировать, получать нечто материальное. Мы предлагаем создавать серии учебных материалов, можем выступать как люди, формирующие технические задания для конкурса преподавателей.
А.ГАВРИЛОВ (Microsoft). Выделение грантов на разработку курсов не решит вопросов привлечения молодых преподавателей.
Д. МИЛОВ (TEKAMA). Расширить список другими заведениями, в том числе коммерческими.
В. ОНИЩЕНКО («Элвис-Плюс»). «Элвис-Плюс» возглавляет комитет по информационной безопасности. Пункты 2, 3, 4 касаются выработки предложений. Их необходимо готовить при тесном сотрудничестве с другими комитетами АП КИТ, совместно координировать, получать оценку и рекомендации. При этом будет получена более четкая экспертная оценка.
Чем квалифицированнее будут составлены предложения, тем с большей вероятностью они будут приняты.
В.НИКИТИН (ГУ-ВШЭ). Предлагаю развивать коммерциализацию образования. Основные доплаты преподавателей – за счет коммерческих студентов. Хватит говорить о государственном финансировании. Нужно выйти с предложением развивать коммерциализацию образования, кредитную систему.
В.ШЕРШУЛЬСКИЙ (Microsoft). Такого рода поощрения – механизм поддержки из бюджета - только краткосрочно решают проблемы.

  • Решение:
    4.1. Подготовить предложения для Министерства информационных технологий и связи и Министерства образования и науки по поддержке преподавателей ИТ-дисциплин в российских вузах.
    Участвовать в разработке предложений изъявили желание:
    П.ГУДКОВ («1С»),
    С.БЕЛОВ (IBM),
    Д.МИЛОВ (RUSSEE (TEKAMA)),
    Д.ЦЫМБАЛ (Antares Software).
    Срок — до мая 2007 г.
    4.2. Активизировать сотрудничество с другими комитетами АП КИТ.

5. Участие в организации и проведении «Делового рейтинга высшего образования» (ДРеВО).

П.ГУДКОВ («1С»). Инициатор разработки рейтинга — «Деловая Россия». Концепция  рейтинга была поддержана Президентом РФ В.В. Путиным на встрече с представителями бизнеса, прошедшей 29 марта 2006г., а также в ходе последовавшего за ней  совещания по вопросам образования с бизнес-сообществом, проведенного Первым заместителем Председателя Правительства РФ Д.А.Медведевым.
По реализации рейтинга заключены соглашения с Министерством образования и науки, Общественной палатой, Российским союзом ректоров.
Войти в число соорганизаторов и оказать финансовую поддержку проекту выразили готовность ОАО «Русские инвесторы», ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», Группа «Гута», Холдинг «Марта», ООО «Миракс Групп», ЗАО «Абрау-Дюрсо» и др.

Более подробная информация в презентации координатора проекта «Деловой рейтинг высшего образования» О. ДЫМАРСКОЙ («Деловая Россия»).

Б.НУРАЛИЕВ («1С»). «Деловая Россия» будет делать общий рейтинг вузов. Предлагается войти в проект АП КИТом для того, чтобы представить ИТ-отрасль, иметь возможность в дальнейшем влиять на организацию процесса и, следовательно, на результаты.
Необходимо к правлению АП КИТ подготовить позицию Комитета по образованию.

Были обсуждены методика исследования, индикаторы, ожидаемые результаты и ожидаемая область исследования (Н.ЧЕЛЫШЕВ («ФОРС-Центр разработки»), В.ОВЕРЧЕНКО («Хьюлетт-Паккард»), А.ШКРЕД («Интуит.ру»)). Поступило предложение включать не только вузы, но и учреждения дополнительного образования (В. МЕНЯЙЛО («ФОРС-Центр разработки»)). Высказывались сомнения в том, что кадровики смогут найти время ответить на вопросы анкеты (С.БЕЛОВ (IBM)). Высказано пожелание посмотреть на разработанную анкету.

  • Решение:
    5.1. Провести 15 января 2006 года заседание комитета АП КИТ по образованию, посвященное более глубокому изучению технологии «Деловой России», материалов и методики.
    Отв.: П.Гудков («1С»).

6. Завершение разработки первой версии профстандартов для ИТ-индустрии.
Апробация, обсуждение в профессиональном сообществе и популяризация результатов среди представителей российской системы профессионального образования и работодателей.

В.НИКИТИН (ГУ-ВШЭ). ИТ-отрасль - единственная отрасль в России, которая ведет такой масштабный проект разработки профстандартов и в столь короткие сроки (начало проекта – август 2006 г., окончание – апрель 2007 г.). Профстандарты описывают должности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации специалистов в соответствии с квалификационными уровнями. Ряд профстандартов, по которым ведется разработка (специалист по информационным системам, специалист по информационным ресурсам) являются уникальными не только для России, но и не имеют аналогов за рубежом.
Проект осуществляется по инициативе Совета по ИТ при Министре информационных технологий и связи Л.Д.Реймане, а также при информационном и организационном содействии АП КИТ.
Планируется, что к концу апреля 2007 года появятся 13 профстандартов.

Более подробная информация в презентации руководителя проекта по разработке профстандартов В.НИКИТИНА.

Цель взаимодействия с АП КИТ - привлечь компании к участию в этом проекте (информацию о том, как присоединиться, можно получить на сайте АП КИТа).
Готовы анкеты-опросники, по которым ведущие специалисты ИТ-компаний отвечают на вопросы, предоставляя информацию для создания проектов профстандартов. Активные компании-участники будут озвучены и помещены на материалах профстандартов.

Н.КОМЛЕВ (АП КИТ) предложил по каждой специальности найти по 30 человек, которые бы выступили респондентами в анкетировании и приняли бы участие в обсуждении разработанных проектов профстандартов.

  • Решение:
    6.1. Активизировать работу по привлечению ИТ-индустрии к проекту по разработке профстандартов.
    Стать респондентами в анкетировании и принять участие в обсуждении проектов стандартов изъявили желание:
    В.ОВЕРЧЕНКО («Хьюлетт-Паккард»),
    В.МЕНЯЙЛО («ФОРС-Центр разработки»),
    Л.ПЕРУНОВА («Лаборатория Касперского»),
    А.ГОРЕЛОВА («Лаборатория Касперского»),
    О.ЖЕРЕБИНА («1С»),
    Д.МИЛОВ (TEKAMA).
    Специалисты отрасли, желающие принять участие в формировании профессиональных стандартов, могут заполнить следующую анкету:
    http://dlc.miem.edu.ru/prof/registration.nsf/regform
    6.2. Подготовить описание 13 профессий — не позднее апреля 2007 г.
    Отв.: В.Никитин (ГУ-ВШЭ).


7. Перевод Computing Curricula 2005: Software Engineering

А.ГАВРИЛОВ (Microsoft). Работа поддерживается Microsoft и Intel. Работа в завершающей стадии. Сейчас переводится том по программной инженерии. Результаты планируется выложить в свободный доступ и опубликовать. Основной авторский состав: А.Н.ТЕРЕХОВ, А.А.ТЕРЕХОВ, В.Л. ПАВЛОВ. От АП КИТ не требуется финансовых вливаний. Требуется понимание, поддержка как нужного документа, правильного направления деятельности, экспертная помощь и дальнейшая рекомендация для использования в образовательном процессе.


Более подробная информация в презентации А.ГАВРИЛОВА (Microsoft).

А.ШКРЕД («Интуит.ру»). Хорошо бы получить перевод Computing Curricula 2005: Software Engineering до конференции АП КИТ «Преподавание ИТ в России» в 2007 году.

  • Решение:
    7.1. Поддержать выпуск перевода Computing Curricula 2005: Software Engineering под эгидой АП КИТ.
    Отв.: В.Павлов (Microsoft), срок – июнь 2007 г.

8. Организация и проведение конференции «Преподавание ИТ в России»

Б.НУРАЛИЕВ («1С»). Ежегодно в мае проводилась конференция «Преподавание ИТ в России». В прошлом году было проведена еще вторая конференция – в августе на базе Тверского государственного университета и детского лагеря «КОМПЬЮТЕРиЯ» (Тверская область).
Что делать в следующем году?
Есть вопрос для обсуждения - проводить одну конференцию или две, и кто будет ответственным.

Н.КОМЛЕВ (АП КИТ). Ольга Литвинова («НКК») готова дальше проводить конференции, но остаются вопросы:
- две конференции проводить или одну
- место проведения
- сроки

А.ГАВРИЛОВ (Microsoft) предложил сформировать 2 комитета: программный и организационный.

  • Решение:
    8.1. Провести в начале 2007 года заседание Комитета по образованию (программного комитета конференции) и обсудить:
    - тематику, направления работы конференции (-ий);
    - варианты времени и места проведения конференции (-ий).
    В программный комитет выразили готовность войти:
    Б.НУРАЛИЕВ («1С»),
    А. ГАВРИЛОВ (Microsoft),
    C. БЕЛОВ (IBM),
    А. ШКРЕД («Интуит.ру»),
    А. ГОРЕЛОВА («Лаборатория Касперского»),
    О. КАЛЯГИНА (АСКОН),
    Д. МИЛОВ (RUSSEE (TEKAMA)).


9. Представление АП КИТ и результатов работы комитета по образованию, распространение информации о конференции АП КИТ «Преподавание ИТ в России» на российских образовательных конференциях и выставках.
Информирование членов АП КИТ о конференциях и выставках, на которых можно представить свою продукцию и услуги для сферы образования (возможно, совместно с региональным комитетом АП КИТ).

Поступило предложение рассмотреть ИТ-конференции с элементами образования и образовательные конференции с элементами ИТ, и выбрать из них те, в которых АПКИТ может в какой-то форме поучаствовать.

Предложения по мероприятиям, в которых АПКИТ может поучаствовать:
Д. МИЛОВ (TEKAMA). SECR 2007- Software Engineer Conference (презентация по SECR 2005, SECR 2006 будет предоставлена до 17 января 2007 года). Готовы выделить человека и принимать участие в этих активностях.
Е. ЛАВРЕНОВА («Академия АйТи»). Выставка «Мир детства».

  • Решение:
    9.1. Все предложения по мероприятиям можно присылать на адрес edu(а)apkit.ru
    9.2. А. ГАВРИЛОВ (Microsoft) и С. БЕЛОВ (IBM) назначены экспертами по отбору молодежных выставок, конференций и соревнований в сфере ИТ.
    9.3. П. ГУДКОВ («1С») назначен экспертом по отбору конференций в сфере ИТ в образовании.
    9.4. Информация публикуется на сайте АП КИТ в виде таблицы.
    Отв.: П.Гудков («1С»).