АПКИТ
Регистрация на страничку Обсуждений (форум)

Регистрация на Форуме


 
ФИО*
E-mail*
Компания
Должность
 

* - Поля, обязательные для заполнения

Об ассоциации
Новости
События
Правление
Комитеты
Партнеры
Фотогалерея
 

Члены АПКИТ Как вступить в АП КИТ Предложение региональным компаниям Общее собрание АПКИТ 2017


Заседание комитета 16 марта 2009 г.

Дата: 16 марта 2009, 19 часов
Место: г. Москва, Никоновский пер., д. 26, стр. 6, фирма «1С»
Председательствовал: П. Гудков

Присутствовали:

  1. Артамонов Дмитрий, АП КИТ
  2. Баташан Михаил, 1С
  3. Белова Яна, АйТи
  4. Вольпян Надежда, Microsoft
  5. Гаврилов Александр, Microsoft
  6. Гудзенко Дмитрий, Учебный центр «Специалист»
  7. Дымарская Ольга, Социальное действие
  8. Ефремов Алексей, АПЭАП
  9. Жуков Виктор, Adobe
  10. Комлев Николай, АПКИТ
  11. Коршунов Сергей, МГТУ им. Н.Э. Баумана
  12. Кочурова Наталья, Форс-ЦР
  13. Курячий Георгий, АльтЛинукс, МГУ им. М.В. Ломоносова
  14. Маслов Михаил, АПЭАП
  15. Морозов Игорь, Академия АйТи
  16. Оверченко Владимир, HP
  17. Филиппович Андрей, МГТУ им. Н.Э. Баумана
  18. Челышев Николай, Форс-ЦР

Повестка дня:

1. О создании мультивендорного консорциума.
Докладчик – Коршунов С.В. (МГТУ им. Н.Э. Баумана)
2. Формы многостороннего частно-государственного партнерства в области ИТ-образования.

Докладчик – Вольпян Н.С. (Microsoft)
3. Дополнительное образование и краткосрочное обучение в ИТ-сфере: реалии сегодняшнего дня.
Докладчик – Гудзенко Д.Ю. (Учебный центр «Специалист»).
4. Рейтинг вузов на основе опроса ИТ-компаний: согласование методики опроса.
Докладчик – Дымарская О.Я. («Социальное действие»)  



Ход заседания

1. О создании мультивендорного консорциума. Коршунов С.В. (МГТУ им. Н.Э. Баумана) рассказал об инициативе создания мультивендорного и академического консорциума.

Задачи взаимного признания различных программ обучения, знаний, полученных в системе дополнительного образования, в результате профессиональной деятельности, адаптация авторизованных программ вендоров в систему высшего образования – это одна из задач, постановка которой привела к идее создания консорциума вендоров и вузов.

Другая задача – переподготовка и повышение квалификации в области информационных технологий различных групп граждан, в том числе безработных граждан и граждан, находящихся под риском увольнения. Эта задача была сформулирована руководством страны, и мы откликнулись созданием Консорциума. Название родилось коллективно – Мультивендорный и академический консорциум в сфере ИКТ. Совместная работа позволит гибко и динамично реагировать на потребности в формировании краткосрочных программ для переподготовки кадров для ИТ-отрасли. Надо сказать, и это нашло подтверждение в словах Владимира Владимировича Миклушевского, заместителя Министра образования и науки, во время нашей встречи, что идея Консорциума не носит исключительно антикризисный характер, но направлена на посткризисный период.

5 февраля 2009 г. состоялось первое рабочее совещание Консорциума. За месяц получили очень бурный отклик, многие сами звонили и предлагали свои кандидатуры в участники консорциума.

Принципы Консорциума:

1. Открытость участия
2. Поддержка и развитие отношений вендоров и вузов

Еще один неофициальный принцип - использовать все имеющиеся структуры вузов и вендоров. Действительно, сейчас не время создавать крупные структуры, надо пользоваться тем, что уже есть. У нас, например, вузовский центр занятости, в который входят 300 центров занятости вузов и 70 центров занятости регионов.

 Н. ЧЕЛЫШЕВ. В представленной структуре кто-то работает за деньги? Если да, то откуда деньги.

 С. КОРШУНОВ. Целевых денег здесь нет. Пока видим два канала прихода денег – структуры Минздравсоцразвития (например, центры занятости) и участие в различных ФЦП, например, в ФЦПРО.

 М. МАСЛОВ. Насколько интересно участие предприятий производителей электроники, если да, то как можно включиться в работу?

 С. КОРШУНОВ. Мы рассматриваем и программную часть ИКТ, и аппаратную. Все интересно. Для вступления достаточно направить письмо на имя Председателя Президиума Координационного совета Консорциума ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана Федорова И.Б. с вашим намерением вступить в консорциум и с предложениями о направлениях работы, если такие предложения у вас уже сформировались. Также отразите в письме предложения о персональном участии в координационном совете. Вся информация о консорциуме представлена на сайте http://vendor.bmstu.ru/.

 А. ГАВРИЛОВ. Быть членом Консорциума это не только почетная возможность, но и некоторая ответственность. Что вы ожидаете от членов Консорциума? Какое у нас поле для сотрудничества?

 С. КОРШУНОВ. У нас все хорошо начиналось и складывалось с Microsoft. Я бы хотел, чтобы и с другими компаниями все сложилось так же. А именно – взаимная инициатива и стремление прийти со своими идеями и попытаться их реализовать. Я бы наметил три пункта взаимодействия с вендорами: проведение работ по адаптации различных курсов вендоров, формирование на основе образовательных курсов вендоров различных дополнительных квалификаций, формирование ряда образовательных краткосрочных программ и представление их на рынок образовательных услуг через центры занятости.

 Г. КУРЯЧИЙ. Процесс встречи курсов вендоров и академической среды очень не простой. Если Вы говорите, что имеется позитивный опыт по адаптации курсов Microsoft, то это уникальный опыт. Вопрос в следующем – ведутся ли какие-то работы, чтобы этот опыт систематизировать и дать возможность подключиться к данному процессу другим вендорам и, главное, другим вузам.

 А. ФИЛИППОВИЧ. Действительно, наработки есть, нам удалось в течение 4-5 лет сотрудничества были разработанные системные методы взаимодействия, были например, разработаны новые формы грифования учебной литературы, то есть некоторая практика есть. Но одно дело программное обеспечение, другое – электроника, нам необходимо работать всем вместе.

 С. БЕЛОВ. Безусловно, программы переподготовки – это очень важно, но не хотелось бы ухода от учебной деятельности, взаимодействия с фундаментальным образованием, потому что если такое взаимодействие налажено хорошо, то, возможно, мы меньше будем говорить о проблеме переподготовки специалистов. У нас есть опыт взаимодействия с различными УМО и, тем не менее, хотелось бы больше внимания уделить лучшим практикам в этой области, обсудить  влияние на собственно образование, а не переподготовку. Это было бы очень интересно, этот вопрос кажется не менее важным, чем вопрос переподготовки кадров.

 С. КОРШУНОВ. Я солидарен с Вами, такая работа и нас очень интересует. Мы уже работаем в этом направлении и видится, что лучшим способом развития будет система семинаров. Например, делать дни того или иного вендора в вузе. Нам хотелось бы, чтобы это была не только презентация вендора и его технологий, но и решался бы вопрос взаимодействия вендора и академической среды.

 А. ЛАРШИН. Ожидается, что Консорциум будет рекомендовать авторизованные курсы различных вендоров. Как предполагается избежать конфликта между вендорами?

 С. КОРШУНОВ. Решение об адаптации авторизованных курсов вендоров в программы вузов будет приниматься на основе образовательных стандартов и требованиям к компетенциям выпускников. Есть содержание и те компетенции, на который направлены авторизованные курсы. Для использования напрямую, как для фундаментальной, так и для прикладной частей образования эти курсы, конечно, не готовы. Их необходимо каким-то образом препарировать, обрабатывать для обеспечения нужного содержания и выходных компетенций. И только совместный анализ таких курсов академической средой и вендором поможет правильно это сделать. Хотя, вероятно, в любом деле возможны конфликты интересов.

  • Решение
    Поддержать инициативу создания мультивендорного и академического консорциума.

 2. Формы многостороннего частно-государственного партнерства в ИТ.

Н. ВОЛЬПЯН (Microsoft) рассказала о взаимодействии вендоров и государства на примере стран ЕС и об опыте Microsoft в этом направлении. Проблема выгладит следующим образом: вендоры вводя на рынок новые технологии, постоянно обесценивают компетенции ИТ-специалистов. Данный вопрос нужно рассматривать широко – от обучения в вузе до повышения квалификации ИТ-специалистов. Западный опыт показывает, что решение проблемы состоит в развитии частно-государственного многостороннего партнерства. В странах ЕС были проанализированы более 100 успешных опытов подобного партнерства, были определены так называемые best practice, и на их основе были выделены основные критерии успешного многостороннего частно-государственного партнерства в ИТ.

Среди «лучших практик» в данной области особо заметны академические программы вендоров, которые в результате частно-государственного партнерства получили новое развитие: сертификации вендоров были включены в национальные квалификационные стандарты, государственная система образования путем заключения двух- и многосторонних контрактов, включает образовательные программы вендоров в свои учебные планы.

Например, в близкой нам Чешской республике в систему образования включены образовательные программы Cisco и Microsoft, заключены соглашения с содружеством индустриальных предприятий, т.е. с организацией, аналогичной нашему АП КИТ.

На основании проведенных исследований сделаны 11 выводов и рекомендаций, которые распределены по трем основным группам:

  • Разрабатывать стратегии и основные принципы сотрудничества.
  • Создавать институциональные, юридические и управленческие структуры.
  • Распространять опыт, производить мониторинг совместных проектов.

 Что касается «лучших практик», порядка 200 вузов являются членами академической программы Microsoft, из них порядка 80-90 включают авторизованные курсы Microsoft в свои образовательные программы. Включение авторизованных курсов вендора в образовательные программы – очень непростая задача. Microsoft в течение трех лет ведет этот проект, сейчас будет выходить второе издание исследования о том, как включать авторизованные курсы вендоров в образовательные планы. На нашей конференции мы предоставляем преподавателям полную картину – технологии, компетенции, которые нужны специалисту для работы с этими технологиями, программы сертификации, которые измеряют эти компетенции и образовательные ресурсы, которые позволяют создать эти компетенции.

  •  Решение
    Принять к сведению информацию о различных формах частно-государственного партнерства в области ИТ-образования.

 3. Дополнительное образование и краткосрочное обучение в ИТ-сфере: реалии сегодняшнего дня.

Д. ГУДЗЕНКО (Учебный центр «Специалист»). В период стабильности люди получают «длинное», качественное образование, государство тратит большие деньги на образовательные проекты, ситуация в 2009 году иная. Спрос на рынке труда меняется, мы перешли от рынка работника к рынку работодателя. Многие компании всерьез задумываются об эффективности сотрудников, об уровне автоматизации. Если некоторое время назад многие могли себе позволить держать одного отдельного сотрудника на каждую операцию, то сейчас нужны универсалы, соответственно, людей необходимо доучивать и переучивать. Увеличился спрос на краткосрочные образовательные программы. Повышение мотивации сотрудников с помощью обучающих программ выгодно и для отдельного сотрудника и для компании в целом. Для компании существует два пути – обучать сотрудников за счет компании или нанимать более квалифицированный персонал, второй вариант с учетом ситуации на рынке труда для компаний более предпочтителен, и люди начинают учиться за свои деньги. Кроме того, до недавнего времени, важно было просто получить образование, сейчас много кандидатов и работодатели смотрят на престиж учебного заведения, в т.ч. и учреждений дополнительного образования.

Много говорилось о разрыве между требованиями промышленности и образовательными программами вузов. Этому есть объяснение – вузы создавались для решения задачи фундаментального образования и цель вуза – это поддержка науки в первую очередь. Таким образом, одна из основных задач дополнительного образования как раз и состоит в закрытии разрыва между высшим (средним специальным) образованием и потребностями рынка труда.

Ведущие вузы сегодня не могут выпустить достаточное количество специалистов для отрасли, коммерческие вузы этим тоже не занимаются – не выгодно, много специалистов приходит в ИТ-отрасль из других отраслей и дополнительное образование позволяет доучить такого специалиста до нужного работодателю уровня.

Приведу интересный пример. Человек работал в кадровом агентстве, после того как спрос на услуги кадровых агентств упал на порядок, этот человек позвонил в наш центр и сказал: я хочу перепрофилироваться, я изучил спрос на рынке труда и хочу стать программистом на «1С». Конечно, потребуется время, чтобы сделать из него программиста, тем не менее, это пример перепрофилирования в текущих экономических реалиях. Большое количество аналитиков, которые во время кризиса оказались не у дел, переучиваются на сметчиков, бухгалтеров и т.п. Судя по нашему Центру, спрос на огромное количество специальностей падает, спрос же на курсы по «1С» и Microsoft растет.

Корпоративные университеты. Мы ожидаем массовый перевод корпоративного обучения на аутсорсинг. Одна из причин – это экономически выгодно.

  • Решение
    Принять к сведению информацию о текущем положении дел в области дополнительного образования и краткосрочного обучения в ИТ-сфере.

 4. Рейтинг вузов на основе опроса ИТ-компаний: согласование методики опроса.

О. Дымарская О.Я. («Социальное действие») кратко рассказала о сути проекта по рейтингованию вузов.

Проект направлен на оценку эффективности деятельности и осуществлению рейтингования российских вузов с точки зрения ведущих компаний индустрии ИТ – компаний федерального масштаба.

Выполнение проекта позволит:

  • определить перечень российских вузов / факультетов вузов, наиболее результативно готовящих кадры для ведущих ИТ-компаний;
  • систематизировать подходы ведущих ИТ-компаний к взаимодействию с вузами в рамках подготовки кадров и реализации корпоративных образовательных программ и проектов;
  • проанализировать карьеры молодых специалистов ведущих российских ИТ-компаний, и оценить роль вузов в их становлении;
  • корректно сформировать выборку компаний в рамках индустрии ИТ в соответствии с методом основного массива, т.е. охватить доступную для исследования часть генеральной совокупности при условии, что оставшаяся часть не отличается от обследованной части по критериям, важным с точки зрения целей исследования;
  • апробировать методику и инструментарий исследования в отраслевом разрезе для последующего более широкого применения.

В ходе предварительного опроса выявилось принципиально различное мнение ряда компаний о списке профессий, на базе которых необходимо проводить исследование.

Г. КУРЯЧИЙ. Возможно, имеет смысл сосредотачивать исследование не на профессиональных особенностях молодых специалистов, а на уровне подготовки.

О. ДЫМАРСКАЯ. Да, все верно – у нас нет оснований дробить на профессии, при выборке в 500-600 человек дробить на более чем шестьдесят профессий не имеет смысла.

  • Решение
    Утвердить предложенные методики для осуществления проекта рейтингования вузов.