АПКИТ
Регистрация на страничку Обсуждений (форум)

Регистрация на Форуме


 
ФИО*
E-mail*
Компания
Должность
 

* - Поля, обязательные для заполнения

Об ассоциации
Новости
События
Правление
Комитеты
Партнеры
Фотогалерея
 

Члены АПКИТ Как вступить в АП КИТ Предложение региональным компаниям Общее собрание АПКИТ 2017


Заседание комитета 16 февраля 2009 г.


Дата: 16 февраля 2009, 19 часов
Место: г. Москва, Никоновский пер., д. 26, стр. 6, фирма «1С»
Председательствовал: П. Гудков

Присутствовали:

  1. Агамирзян Игорь               EMC
  2. Артамонов Дмитрий           АП КИТ
  3. Баклашова Вера               Intel
  4. Баташан Михаил               «1С»
  5. Белов Сергей                    IBM
  6. Белова Яна                       «АйТи»
  7. Богданов Михаил              Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (ЛИТМО)
  8. Боровков Алексей             Softline
  9. Вольпян Надежда             Microsoft
  10. Гаврилов Александр          Microsoft
  11. Гудзенко Дмитрий             Центр комп. обучения «Специалист»
  12. Гудков Павел                    «1С»
  13. Гудым Денис                     Intel
  14. Гусакова Татьяна              Марийский государственный университет (МарГУ)
  15. Дымарская Ольга              «Социальное действие»
  16. Калягина Ольга                 «АСКОН»
  17. Комлев Николай                АП КИТ
  18. Кузнецова Надежда          Марийский государственный университет (МарГУ)
  19. Лавренова Екатерина        «АйТи»
  20. Лажинцева Екатерина        Microsoft
  21. Литвинова Ольга               «Систематика»
  22. Макаров Сергей                Академия труда и социальных отношений (МарГУ)
  23. Малинин Юрий                  Академия Информационных Систем
  24. Митин Владимир               PC Week/RE
  25. Морозов Игорь                  «Академия АйТи»
  26. Оверченко Владимир        HP
  27. Петрова Наталья               «АйТи»
  28. Попов Сергей                    Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) (МАДИ)
  29. Ретинская Ирина               «Информика»
  30. Рымарович Роман             Академия Информационных Систем
  31. Скуратов Алексей              «Информика»
  32. Степанов Андрей               Softline
  33. Ярных Валерий                 Академия труда и социальных отношений (АТиСО)

Повестка дня:

1. Подготовка к конференции «Преподавание ИТ в России»:
  • Тематическая программа конференции. Докладчик — Белов С.А.
  • О месте проведения конференции Докладчик — Гусакова Т.М.
2. О реализации проекта «Создание отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся, преподавателей, руководителей образовательных учреждений (всех уровней) в системе непрерывного образования» в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Докладчик — Скуратов А.К.

3. Проведение рейтинга вузов на основе опроса ИТ-компаний. Анализ ответов членов АП КИТ на вводный опросник по рейтингу вузов.

Докладчик — Дымарская О.Я.


Ход заседания

1. Подготовка к конференции «Преподавание ИТ в России».

Т. ГУСАКОВА (МарГУ). В этом году было принято решение о проведении седьмой Всероссийской конференции «Преподавание ИТ в России» 18 — 19 мая 2009 года в г. Йошкар-Ола. Йошкар-Ола — столица Республики Марий Эл, расположена в 800 км восточнее Москвы и в 150 км севернее Казани. Население 248,7 тыс. человек, количество студентов — 353 человека на 10 000 жителей, 2 государственных и 6 негосударственных вузов. Марийский государственный университет, на базе которого будет проводиться конференция, основан в 1972 году, включает 3 института и 17 факультетов. На данный момент обучение проходят 11 919 студентов. В университете обучают по 5 ИТ-специальностям.

Есть большой опыт проведения всероссийских и международных конференций. Например, мы проводим в шестой раз научно-практическую конференцию «Применение ИКТ в образовании» («ИТО-Поволжье-2008»), проводили конференцию «Электронные ресурсы в региональном образовании» (Прожект Хармони Инк), заседание Учебно-методического объединения университетов по математике, пять финно-угорских конференций, в том числе Всемирный конгресс.

Презентация МарГУ

С. БЕЛОВ (IBM). Мы подготовили и согласовали с программным комитетом текст рассылки о проведении конференции. В ближайшее время рассылка будет осуществлена.

На конференции традиционно запланированы пленарные и секционные доклады. Запланированы следующие направления, по которым можно присылать свои доклады:

  • Как использовать накопленный инновационный потенциал университетов в области информационных технологий в современных условиях
  • Роль профессиональных стандартов ИТ-отрасли и образовательных стандартов нового поколения в подготовке специалистов с учетом текущих и перспективных потребностей российской экономики.
  • Содержание и методология конкретных дисциплин и курсов подготовки ИТ-специалистов. Опыт использования современных технологий в преподавании ИТ-дисциплин.
  • Вопросы интеллектуальной собственности и роль открытых технологий в ИТ-образовании.
  • Проблемы ИТ-подготовки в рамках непрофильных специальностей.
  • Новые формы взаимодействия между вузами и индустрией.
  • Фундаментальная и прикладная компоненты ИТ-образования. Авторизованное обучение, сертификация преподавателей и студентов.
  • ИТ-образование как бизнес (в том числе дополнительное образование, переподготовка кадров, возможности внебюджетной подготовки специалистов)
  • Опережающее обучение информационным технологиям работников, находящихся под риском увольнения.

На основании присланных докладов будет сформирована программа конференции. В первом информационном письме участникам мы также сообщим эти темы.

О. ЛИТВИНОВА («Систематика»). Спонсорский пакет в этом году остается прежним — 120 тысяч рублей, в случае спонсорства участие в конференции бесплатное. В течение недели выложим на сайт конференции подробную информацию. Приглашаем всех принять участие в конференции.

  • Решение.
    Принять к сведению информацию о месте и сроках проведения Седьмой всероссийской конференции «Преподавание ИТ в России».


2. О реализации проекта «Создание отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся, преподавателей, руководителей образовательных учреждений (всех уровней) в системе непрерывного образования» в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

А. СКУРАТОВ («Информика»).
В этом проекте задействован достаточно большой коллектив из представителей Пермского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (ЛИТМО), Национального фонда подготовки кадров (НФПК), компании «Софтлайн Эдюкейшн», Межвузовского Агентства Международного Консалтинга.

Поясним терминологию. Компьютерная грамотность — совокупность навыков, знаний и умений, позволяющих человеку использовать объекты информационно-коммуникационных технологий (технику, программное обеспечение, средства коммуникации) в своей повседневной жизни.

ИКТ–компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), позволяющих при помощи реальных объектов и информационно-коммуникационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

ИКТ–компетентность — деятельные индивидуальные способности и качества личности, владеющей информационно-коммуникационными компетенциями, определяющие возможность личности принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ней в процессе информационной деятельности, а также умение ориентироваться в организационной среде.

В ходе выполнения работ по разработке Концепции был проведен анализ существующих отечественных и зарубежных систем тестирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности, который показал, что отдельные вендорные сертификации не охватывают задач, стоящих перед образовательной отраслью (нет практики одновременной оценки компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности), наиболее организационно (но не содержательно) развитые тестовые системы базируются вне России и не имеют гарантированной локализации, финансовые средства от их деятельности уходят за границу, большинство российских разработчиков (ВУЗы, различные центры, общественные организации) предлагают системы тестирования со слабой научной проработкой, ограниченным функционалом, не отвечающим современным требованиям.

Работы по созданию Отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в 2008 году осуществлялись в рамках государственного контракта от 25.09.2008 № П651

(http://www.zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=33921).

Основные задачи проекта:

Методологические:

  • Разработка детализированных требований к уровню компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности
  • Разработка рекомендаций по содержанию образовательных программ для формирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности
  • Разработка научно-обоснованной методики контроля компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности

Технологические:

  • Развитие программно-методического комплекса тестирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности, созданного в рамках государственного заказа в 2006 году.
  • Создание программного обеспечения для разработки тестовых заданий для оценки компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности
  • Создание баз данных тестов разного уровня

Организационные:

  • Разработка организационно-правовой документации, необходимой для создания и функционирования Отраслевого центра мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе непрерывного образования
  • Создание «пилотной» сетевой инфраструктуры Отраслевой системы мониторинга и сертификации в 12 регионах России.
  • Проведение опытного внедрения организационного и программно-технологического обеспечения отраслевой системы мониторинга и сертификации в 12 регионах Российской Федерации.
  • Разработка отраслевого сертификата в области компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности
  • Информационные мероприятия, направленных на освещение работ по проекту, с целью формирования позитивного отношения к внедряемой системе оценки уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности

Для решения методологических задач проекта на основе проведенных анализов ФГОС разработаны детализированные требования к уровню компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся, преподавателей и представителей АУП школ, учреждений НПО, СПО и ВПО.

Для оптимизации работы требования представлены в форме кодификатора, состоящего из 287 элементов требований к компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности.

Каждому из элементов кодификатора соответствует один из фрагментов разрабатываемых тестовых заданий.

Для решения технологических задач проекта был создан программно-методический комплекс, в котором реализована модель тестирования. В основе этой модели лежит концепция двухуровневой оценки знаний, умений и навыков испытуемого.

Принципиальной особенностью является возможность оценки не только знаний, но и компетентности испытуемого, причем как ее отдельных элементов, так и их сочетания.

Используемые платформа и технологии:

  • MS .NET Framework 2.0
  • MS Visual Studio 2008
  • SQL Server
  • C#
  • XML
Инструмент создания тестовых вопросов — IMS Studio — разработан как самостоятельная программа, выполняющая законченную функцию и способная работать отдельно от общего комплекса тестирования.

Преимущество — возможность создания тестов авторами не только на уровне центрального сервера системы тестирования, но и на любых локальных компьютерах

Единая база данных тестовых заданий содержит 1094 простых тестовых заданий для определения уровня компьютерной грамотности и 50 имитационных заданий для определения уровня ИКТ-компетентности.

Система устанавливается в аудитории на компьютерах одной локальной сети. На один из компьютеров устанавливается сервер тестирования. На другие машины устанавливается клиент тестирования.

Система тестирования имеет высокий уровень защиты информации:

  • Все результаты теста сохраняются на сервере тестирования в зашифрованном виде
  • После завершения теста результаты в зашифрованном виде импортируются в базу данных
  • На месте проведения тестирования отсутствует возможность открывать, просматривать и редактировать информацию с результатами испытаний
  • Исправить зашифрованные файлы и подменить результаты тестирования без специальных программных инструментов и уникальных ключей шифрования невозможно
  • Отсутствует возможность удаления результатов состоявшегося тестирования на системном уровне
Для хранения результатов используется единая база данных. Возможно хранение больших объемов информации (результатов 500 000 тестирований и более). Сохраняются анкетные данные, результаты тестирования и апелляционная информация.

В процессе реализации проекта разработаны:
  • организационно-правовая документация Отраслевого центра и региональных центров тестирования
  • регламенты работы региональных центров тестирования
  • регламенты взаимодействия Отраслевого и региональных центров
  • проект сертификата, подтверждающего уровень компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности
В 2008 году опытное внедрение Отраслевой системы мониторинга и сертификации прошло в 12 регионах России:
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Калужская область
  • Краснодарский край
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Пермский край
  • Псковская область
  • Самарская область
  • Ставропольский край
  • Тамбовская область
  • Чувашская Республика
Для проведения тестирования в 2008 году к участию были привлечены:
  • общеобразовательные учреждения
  • учреждения начального профессионального образования
  • учреждения среднего профессионального образования
  • учреждения высшего профессионального образования
Всего в тестировании приняли участие 2 243 человека, из 147 образовательных учреждений 12 регионов России.
Для проведения тестирования в каждом регионе было сформировано по 12 фокус-групп:
  • 4 группы из учащиеся школ, учреждений НПО, СПО, ВПО;
  • 4 группы из преподавателей школ, учреждений НПО, СПО, ВПО;
  • 4 группы из представителей АУП школ, учреждений НПО, СПО, ВПО.          
Приведем некоторые экспертные оценки, полученные в ходе опроса 2 243 респондентов, проведенного по итогам опытного внедрения системы в 12 регионах:
  • Проблема оценки качества профессиональной подготовки работников в области компьютерной грамотности актуальна (87% респондентов)
  • Государственный контроль качества профессиональной подготовки в формате независимого компьютерного тестирования поддержали 66% респондентов
  • Предложенный программный комплекс тестирования в целом положительно оценили 75% респондентов, высказав предложения по его улучшению
Для информационного сопровождения проекта создан сайт«Отраслевая система мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности» http://www.icttest.edu.ru/
Ресурс содержит информацию о:
  • целях и задачах проекта
  • функциях Отраслевого центра мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности
  • перспективных планах развития
  • сотрудничестве с регионами
  • мнения участников тестирования и результаты опроса участников
  • контактную и иную информацию, касающуюся Отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в целом
На основании проделанной работы в 2009 году предлагается:
  • Создать Отраслевой центр мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в форме самостоятельной некоммерческой организации или возложить полномочия Отраслевого центра на ведущий государственный ВУЗ в области ИКТ
  • Утвердить форму отраслевого сертификата уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности
  • Развить систему региональных центров тестирования к 2010 году — не менее чем в 67 регионах России
  • Ввести Отраслевую систему мониторинга и сертификации в область непрерывного образования как инструмент мониторинга уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности
Презентация "Информики"

В. БАКЛАШОВА (Intel). Какая система из западных аналогов наиболее близка к разработанной системе?
А. СКУРАТОВ («Информика»).
Если говорить о компьютерной грамотности, то это система ECDL.

Д. ГУДЗЕНКО («Специалист»).
Как соотносится данная система с западными аналогами — заменяет, дополняет или что-то иное? Если заменяет, то будут ли принимать зарубежные работодатели сертификаты, выданные по данной системе тестирования. То есть как система сопрягается с требованиями западного рынка труда?
А. СКУРАТОВ («Информика»). У нас есть государственные образовательные стандарты, данная система тестирования базируется именно на этих стандартах. Система отраслевая, она не предназначена для сертификации специалистов в сфере ИКТ. Для того, чтобы сертифицировать специалиста в сфере ИКТ, нужно основываться на профессиональных стандартах. Наша система, базирующаяся на образовательных стандартах, нисколько не умаляет систем сертификации вендоров и проверяет уровень подготовки работников отрасли образования. У нас есть планы по разработке системы тестирования на основе профессиональных стандартов.

По взаимному учету сертификатов: сейчас имеется предварительная договоренность с руководством ECDL о взаимозачете, то есть если у вас есть национальный сертификат, то, досдав часть, вы получаете сертификат ECDL и наоборот. По такому принципу — взаимопризнание сертификатов, мы и хотим развивать свое международное сотрудничество.

И. АГАМИРЗЯН (EMC). Значит ли разработка данной системы, что через некоторое время все работники отрасли образования, в том числе и административный персонал, будут обязаны получать сертификат, подтверждающий их уровень ИКТ-знаний и компетенций? Такова цель проета?

А. СКУРАТОВ («Информика»). Нет, система изначально не строилась с такой целью. Во время сдачи работ в декабре 2008 государственный заказчик предложил использовать систему для оценки квалификации. Изначально, в проекте задача оценки квалификации учителей не стояла. Уже готов проект квалификационных характеристик, включающих ИКТ-компетенции. Когда Министерство образовании и науки разошлет по регионам эти квалификационные характеристики, то остро станет вопрос оценки. Вот для оценки ИКТ-компетенций мы может предложить систему. Более того, если в регионе существует своя система оценки ИКТ-компетенций, то они вправе использовать свою систему. В любом случае, та или иная инициатива по обязательной проверке знаний и компетенция работников отрасли образования может идти только от Минобрнауки.

Д. ГУДЗЕНКО («Специалист»). Почему не использовали оргструктуру и модель проведения ЕГЭ?

А. СКУРАТОВ («Информика»). Используем. Когда мы обращаемся в региональные органы образования, нам рекомендуют сострудничать с центрами ЕГЭ. Мы не будем создавать новую инфраструктуру для тестирования и оценки ИКТ-компетенций.

М. БОГДАНОВ (СПбГУИТМО). Этот вопрос скорее по методике тестирования. Дело в том, что ЕГЭ проводится единовременно, бланками тестируется большое количество человек и процедурами математической статистики подсчитывается средний показатель. То есть оценка зависит от выборки. В представленной системе тестирования используется методика, позволяющая дать математически и статистически просчитанную объективную оценку одному человеку. ЕГЭ призван дифференцировать школьников по уровню подготовки, тестирование ИКТ-компетенции позволяет оценить соответствие испытуемого некоторому заданному уровню. Математические модели, цели и др. в этих системах различны.

А. ГАВРИЛОВ (Microsoft). Как соотносится данная система и государственный образовательный стандарт, по которому ведется преподавание? Зачем нужна двойная проверка знаний?
А. СКУРАТОВ
(«Информика»). Учащиеся сдают ЕГЭ или экзамен в вузе, наша система не заменяет и не дополняет экзамены, мы предлагаем учащимся и студентам сертификат для выбора, для возможности получить оценку своих знаний, не дожидаясь ЕГЭ или экзамена.

С. БЕЛОВ (IBM). Есть ли рекомендованные вами источники обучения, освоив которые можно пройти тестирование?

А. СКУРАТОВ («Информика»). Мы давали рекомендации касательно дополнений к существующим учебникам и учебно-методическим пособиям. Рекомендовать конкретные учебники будет не совсем корректно, т.к. сертификация основана на принципе независимости от источника полученных знаний.

С. БЕЛОВ (IBM). Продукты каких вендоров были использованы при осуществлении симуляции работы на компьютере во время тестирования?

А. СКУРАТОВ («Информика»). Были использованы абстрактные браузер, электронная таблица, текстовый редактор. Мы всячески уходим от применения конкретных решений при симуляции. Конкретных продуктов принципиально нет. Подобный подход обоснован, но вызывает большие сложности при разработке.

В. ОВЕРЧЕНКО (HP). В выступлении упоминались грамотность, компетентность и квалификация. Что все-таки проверяется? Какова целевая аудитория?
А. СКУРАТОВ («Информика»). Планируется несколько видов сертификации. Компьютерная грамотность — эта сертификация проверяет знания, это простейшие тесты, которые строятся по простым формам. Сравнивая с международной классификацией, это уровень ECDL.
Компетентность, проверка умения — используются более сложные имитационные сценарные тесты. Проверяется не только правильный ответ, но и то, каким способом он был получен.
Профессиональная компетентность или компетентность специалиста в сфере ИКТ — тестирование строится не на образовательных, а на профессиональных стандартах.
Целевая аудитория отраслевой системы тестирования — все те, кто вовлечены в отрасль — преподаватели, ученики, администрация.

В. БАКЛАШОВА (Intel). В какой степени завершенности находится данная система? Насколько комплексной будет оценка по категориям «знать-уметь-применять»?
А. СКУРАТОВ («Информика»). В целом система не закончена. Закрыта подсистема тестирования компьютерной грамотности, частично — подсистема тестирования ИКТ-компетентности.
Сейчас система проверит уровень знания, уровень умения, но не проверит уровень применения на практике. Для этого нужна система портфолио, система оценки проектов и многое другое.

  • Решение
    Принять к сведению информацию о реализации проекта «Создание отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся, преподавателей, руководителей образовательных учреждений (всех уровней) в системе непрерывного образования».



3. Проведение рейтинга вузов на основе опроса ИТ-компаний. Анализ ответов членов АП КИТ на вводный опросник по рейтингу вузов.

О. ДЫМАРСКАЯ («Социальное действие»). Цели и задачи проекта состоят в следующем:
  • определить перечень российских вузов / факультетов вузов, наиболее результативно готовящих кадры для ведущих ИТ-компаний;
  • систематизировать подходы ведущих ИТ-компаний к взаимодействию с вузами в рамках подготовки кадров и реализации корпоративных образовательных программ и проектов;
  • проанализировать карьеры молодых специалистов ведущих российских ИТ-компаний, и оценить роль вузов в их становлении;
  • корректно сформировать выборку компаний в рамках ИТ-индустрии в соответствии с методом основного массива, т.е. охватить доступную для исследования часть генеральной совокупности при условии, что оставшаяся часть не отличается от обследованной части по критериям, важным с точки зрения целей исследования;
  • апробировать методику и инструментарий исследования в отраслевом разрезе для последующего более широкого применения.

 Исследование будет базироваться на ответах HR-служб компаний и молодых сотрудников этих же компаний.

ИТ-компаниям — членам АП КИТ было разослано два опросника. Первый информировал компании о начале исследования, предполагал выявить наиболее активные компании, желающие принять участие в исследовании и уточнить некоторые направления исследования. Второй был предназначен для согласования с компаниями структуры будущей общей анкеты. На первый опросник ответили всего 14 компаний, на второй — значительно меньше. Активность компаний крайне низкая.

К началу марта планируется подготовить пакет методических материалов для проведения исследования. К следующему заседанию 16 марта 2009 года будут готовы материалы для утверждения комитетом по образованию АП КИТ. Если есть идеи по повышению активности компаний — предлагайте.

И. АГАМИРЗЯН
(EMC). Сложилось впечатление, что опросник перегружен и в таком виде его не будут заполнять. На некоторые вопросы, типа уровня зарплат, мы вообще не получим ответов.

А. ГАВРИЛОВ
(Microsoft). Мы не получали опросника вообще.
О. ДЫМАРСКАЯ
(«Социальное действие»). Опросник в итоговом виде не рассылался, рассылался небольшой вводный опросник и формы для корректировки будущего опросника.

Предлагаемая методика апробирована дважды, в методику добавлена отраслевая компонента, других изменений нет.

И. АГАМИРЗЯН (EMC). С моей точки зрения ИТ-индустрии в целом необходимо провести простейший срез — какое количество молодых специалистов из каких вузов пришли в отрасль. Откуда приходят люди на работу — это и есть рейтинг. Вся остальная информация является шумом.

О. ДЫМАРСКАЯ («Социальное действие»). Мы возвращаемся к дискуссии декабря 2008 года. Рейтинг — не единственная цель нашего исследования. Мы изучаем траектории выпускников. Нам важно понять какую роль играет вуз в подготовке специалиста.

А. ГАВРИЛОВ (Microsoft). Существует ли примерный план-график работ?

О. ДЫМАРСКАЯ («Социальное действие»):

  • Презентация и утверждение структуры выборки и базы ИТ-компаний, методики и инструментария (анкет) оценки эффективности и рейтингования вузов под задачи ИТ-компаний, методики сбора данных — 16 марта 2009 года.
  • Опрос ИТ-компаний в соответствии с утвержденной методикой — до середины мая 2009.
  • Обработка данных — до конца мая 2009 года.
  • Подготовка аналитического отчета — до конца июня 2009 года.

При этом нужно понимать, что управление проектом гибкое и даты могут изменяться.

  • Решение:
    Поручить О. Дымарской подготовить необходимые материалы для продолжения исследования по рейтингованию вузов.

ФОТОГАЛЕРЕЯ С ЗАСЕДАНИЯ КОМИТЕТА