АПКИТ
Регистрация на страничку Обсуждений (форум)

Регистрация на Форуме


 
ФИО*
E-mail*
Компания
Должность
 

* - Поля, обязательные для заполнения

Об ассоциации
Новости
События
Правление
Комитеты
Партнеры
Фотогалерея
 

Члены АПКИТ Как вступить в АП КИТ Предложение региональным компаниям


Протокол заседания комитета по образованию АП КИТ


Дата: 15 февраля 2010 г., 19 часов
Место: г. Москва, Никоновский пер., д. 26, стр. 6, фирма «1С»
Председательствовал: Н. Комлев

Присутствовали:
  1. Баташан Михаил, «1С»
  2. Белов Сергей, IBM
  3. Буров Василий, «Real-IT»
  4. Водопьянова Елена, «ИНЭК»
  5. Гаврилов Александр, Microsoft
  6. Гиглавый Александр, ЛИТ
  7. Гудзенко Дмитрий,  «Специалист»
  8. Гудков Павел, «1С»
  9. Ефимова Светлана, «Лаборатория Касперского»
  10. Иващенко Анна, «АСКОН»
  11. Калягина Ольга, «АСКОН»
  12. Комлев Николай, АП КИТ
  13. Котляр Эмиль, «ИНЭК»
  14. Леонов Всеволод, Embarcadero Technologies
  15. Лунев Евгений, «Медиацентр»
  16. Мирзоянц Сергей, «ИТО»
  17. Нестеров Антон, DBM
  18. Оверченко Владимир, HP
  19. Силантьев Альберт, Академия IBS
  20. Степанов Андрей, Softline
  21. Турилин Александр, Cisco Systems
  22. Филиппович Андрей, МГТУ им. Н.Э Баумана
  23. Хорошилов Алексей, ИСП РАН
  24. Челышев Николай, ФОРС ЦР
  25. Шабанов Евгений, Московское отделение PMI
  26. Яшутина Ольга, «Лаборатория Касперского»

Повестка дня:
  1. Реализация государственных проектов «Мониторинг и анализ структуры предложения рабочей силы в 2009 году», «Система опережающего обучения граждан» и возможность их применения на рынке информационных технологий.
    Докладчик – Эмиль Котляр, Елена Водопьянова (ИНЭК).
  2. Развитие проектов разработки профстандартов: сотрудничество с Минкомсвязи РФ и разработка профессиональных стандартов в области информационной безопасности.
    Докладчик – Василий Буров (Real-IT).
  3. Проведение конференции АП КИТ «Преподавание ИТ в России».
    Докладчик – Сергей Белов, (IBM), Павел Гудков (1С)



Ход заседания

1. Реализация государственных проектов «Мониторинг и анализ структуры предложения рабочей силы в 2009 году», «Система опережающего обучения граждан» и возможность их применения на рынке информационных технологий.  

Э. КОТЛЯР. В 2009 году вследствие экономического кризиса остро стал вопрос мониторинга рабочей силы, возник ряд проектов по продолжению обучения выпускников. В соответствии с техническим заданием в рамках государственного контракта наша компания должна была спрогнозировать в среднесрочной перспективе (до 2020 года) потребность в кадрах. В ходе выполнения проекта был изучен отечественный и зарубежный опыт подготовки и переподготовки кадров. На основе проведенного анализа в десяти регионах и двадцати предприятиях каждой отрасли была составлена репрезентативная выборка, которая позволила разработать рекомендации по программам опережающей подготовки и сформировать рекомендации по разработке  стратегии опережающего профессионального обучения. Было определено, что в первую очередь нужно готовить инженерно-технический персонал в области нанотехнологий и робототехники, в области ИКТ,  здравоохранения и в топливно-энергетическом комплексе. Мы увидели, что в стране существуют колоссальные проблемы с рабочими кадрами. В случае скачка в промышленности просто некому будет стоять у станка. Потеряна инфраструктура подготовки профессиональных рабочих кадров.
В качестве рекомендаций было предложено следующее:
  • определить «точки роста» для учреждений образования и научных центров – актуальные направления научной деятельности на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
  • в данных направлениях организовать повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, стимулировать подготовку методистов и преподавателей (сотрудничество с научными центрами в России и за рубежом, предприятиями и т.д.);
  • предусмотреть мониторинг научных достижений, на основании которого будет проводиться корректировка требований к квалификации специалистов, набор предметов и навыков для подготовки новых специалистов современного уровня и преподавательского состава;
  • для системы образования в целом - развитие системы прогнозирования потребностей с применением онлайн-технологий.
Мне представляется, что интересней было бы остановиться на выявленных проблемах.
У нас до сих пор отсутствует связь между подготовкой кадров и рынком потребления кадров. В различных отраслях берут всех, кто есть, и усиленно их переучивают, система образования готовит специалистов по плану, который она сама себе дала. Крупные предприятия живут своей жизнью и не заинтересованы в научно-технического прогрессе и в заказе для системы образования специалистов определенной квалификации. Заказ происходит точечно, систематической работы нет. В стране не учитывается потребность мелких и средних предприятий.
Что касается опережающего обучения. Термин есть, а что конкретно за ним стоит – не договорились. Существуют две различные трактовки – обучение сотрудников, когда становится известно о массовых увольнениях, и подготовка кадров по прогнозной потребности в специалистах. Оба подхода требуют очень тесного взаимодействия предприятий и системы образования. Состояние этого взаимодействия, как уже говорилось, оставляет желать лучшего.
Работа, которую мы делали, не предполагала выделения ИТ-отрасли. Более того, официально в системе сбора статистической информации такой отрасли как информационные технологии нет. В программе социально-экономического развития страны тоже не выделена такая отрасль. Даже по вопросу определения ИТ-грамотности тоже нет четкого понимания.

Основные выводы проекта применительно к рынку ИТ:
  • развитие информационно-коммуникационной отрасли находится в числе приоритетных для России;
  • требования работодателей к подготовке кадров включают IT-грамотность для подавляющего большинства специальностей, и они не удовлетворены базовой ИТ-грамотностью соискателей, однако нигде нет четких критериев, что такое «ИТ-грамотность» и о каких именно компетенциях идет речь;
  • официально в системе сбора статистической информации нет такой отрасти ИТ;
  • в классификаторе специальностей подготовки нет специальности ИТ;
  • преподавательский состав в образовательных учреждениях (в т.ч. профессиональных ступеней) не соответствует необходимому уровню в области даже базовой ИТ-грамотности.
Е. ВОДОПЬЯНОВА. Кратко обрисую картину, которую мы получили в результате исследования. В задачах проекта было создание модели прогнозирования. Естественно, мы отталкивались от того, что уже есть на сегодняшний день и от исторических данных, которые позволяют выявлять некоторые тренды. Ситуация неутешительная. Известно, что у нас с одной стороны демографическая ситуация не располагает к развитию рынка труда в связи с началом «демографической ямы». По некоторым прогнозам нас ожидает 10-ти процентное сокращение трудоспособного населения к 2015 году. С другой стороны руководством страны заявлен рост ВВП. Это означает, что меньшим количеством рабочей силы мы должны произвести гораздо больше продукции. Получается, что если в отрасли есть дефицит кадров, то со временем он будет только усиливаться, профессиональные требования к рабочим будут повышаться, т.к. необходимо повышать производительность труда. Еще одна неутешительная тенденция – с развитием практики ЕГЭ, которая ориентирована на то, чтобы у всех были равные возможности в получении высшего образования, максимальное количество молодых людей будет поступать в престижные высшие учебные заведения по результатам ЕГЭ, что приведет к оттоку рабочей силы с региональных рынков труда. Есть несколько регионов, в которых прогнозируемая ситуация выглядит оптимистично. Например, это Пермь, Татарстан, Чувашия, т.е. это регионы в которых существует продуманная долгосрочная кадровая политика, подкрепленная инвестициями.
Вывод, который напрашивается – необходимы структурные изменения, причем не только с участием государства, но и бизнеса.
Согласно зарубежному опыту только в тесном  партнерстве государства и бизнеса возможно создание жизнеспособных массовых систем обучения и подготовки кадров.
Например, в Китае силами отраслевых ведомств решаются задачи подготовки кадров с помощью онлайн программ с использованием радио и цифрового телевидения.
В Японии, которая испытывает структурные преобразования, жизненный путь студента гораздо менее предопределен, чем некоторое время назад, есть тенденция молодежной безработицы. Государство совместно с предприятиями запустило систему рабочих карт, в которых отражаются все стажировки, весь опыт выпускников. За счет того, что это система национального масштаба, есть возможность получать подробные сведения о работниках,  успешно мониторить рынок труда и получать обратную связь при проведении тех или иных программ.
В Южной Корее, по сути, каждый вуз не только находится в системе образования, но и обучает по стандартам некоторой отрасли, которые, в свою очередь, обсуждаются с профильным министерством.
Это еще раз говорит о том, что система образования не может существовать отдельно от экономических потребностей.
Во всех приведенных примерах наблюдается связь между системой образования и бизнесом, которая проявляется в системе контроля качества образования на основе стандартов, которые они разрабатывают вместе.

Н. КОМЛЕВ.  Интересует, что мы можем сделать для изменения ситуации. Например, по поводу  отсутствия в системе сбора статистической информации и в классификаторе специальностей подготовки отрасти ИТ, мы же можем обратиться в соответствующие организации и предложить внести ИТ в классификаторы.

Е. ВОДОПЬЯНОВА. В этом случае со стороны отрасли необходим целый ряд продуманных действий и нужно быть готовым объяснить по каким признакам и характеристикам предприятия можно будет относить к отрасли ИТ.
Можно обратиться к опыту рынка труда, для которого ИТ-специалисты довольно понятный объект. Основная проблема видится именно в отнесении компаний к той или иной отрасли.

Н. ЧЕЛЫШЕВ. Кто является заказчиком работ, и какие выводы были сделаны?

Э. КОТЛЯР. Рособразование является заказчиком, работа была проведена в рамках программы развития образования. Была разработана методика и в этом году будут даны конкретные рекомендации регионам. На основании работы в десяти пилотных регионах будет сформирована модель последующего взаимодействия промышленности и органов образования. Будут формироваться системы постоянно действующего мониторинга.

В. ОВЕРЧЕНКО. Вы упомянули семь стран, которые вы анализировали с точки зрения опыта частно-государственного партнерства по ликвидации разрыва между системой образования и реальными потребностями экономики. В Греции проводится европейская конференция на эту тему, у нас недавно был создан мультивендорный  консорциум для решения подобных вопросов. Вы не обращались к такому опыту?

Э. КОТЛЯР. Безусловно, если наша работа и ее выводы вызовут интерес и ее можно будет развернуть в сторону ИТ-сообщества, то это будет интересно и будет сделано.

В. ОВЕРЧЕНКО. К вопросу о компьютерной грамотности. С одной стороны этот вопрос формализован, с другой стороны – с каждым годом острота проблемы уменьшается. С рынка труда уходят люди, незнакомые с ИТ, приходящие на рынок – скорее знакомы.

Е. ВОДОПЬЯНОВА. Нам кажется, что за ближайшие пять лет эта проблема подобным образом не ликвидируется.

С. БЕЛОВ. Мне кажется, что исследование имеет качественный характер, оно есть в открытом доступе?

Э. КОТЛЯР. В открытом доступе его нет, но в этом году будет проведена серия региональных семинаров, на которых будут озвучены результаты этого исследования. Мы можем вас известить об этом.

П. ГУДКОВ. Правильно ли я понял, что в результате регионального этапа определенный регион получит конкретные рекомендации о необходимом количестве специалистов, которых надо подготовить по той или иной специальности? Какая будет степень детализации рекомендаций?

Е. ВОДОПЬЯНОВА. В регионы будет дан численный прогноз кадровых потребностей по отраслям, рекомендации по сглаживанию несоответствий программы социально-экономического развития региона прогнозным потребностям и планам системы образования.

А. ГАВРИЛОВ. Если в исследовании не фигурировала укрупненная специальность «информационные технологии», следует ли из этого, что в результатах было сказано о том, что потребности в таких специалистах нет?

Е. ВОДОПЬЯНОВА. Нет, это не так. Был сделан вывод, что потребность есть, однако мы не смогли ее посчитать даже приближенно, т.к. в укрупненных исторических данных, доступных в Росстате, такой информации нет.

А. ГАВРИЛОВ. Можно ли оценить долю ИТ-специалистов в общей потребности в кадрах на рынке труда?

Е. ВОДОПЬЯНОВА. Нет, на данном этапе такого сделать нельзя. Перед нами не стояла задача агрегации данных. Вероятно, внутри регионов, которые принимали участие в исследовании, можно сделать какие-то выводы, отдельные выборки, но такой задачи не ставилось.
  • Решение:
    Принять к сведению итоги работы по проектам «Мониторинг и анализ структуры предложения рабочей силы в 2009 году» и «Система опережающего обучения граждан». Рекомендовать авторам исследования разместить окончательные результаты на сайте АП КИТ для обеспечения доступа к ним академического и бизнес-собществ.


2. Развитие проектов разработки профстандартов: сотрудничество с Минкомсвязи РФ и разработка профессиональных стандартов в области информационной безопасности.

В. БУРОВ. Первоначально проект разработки профессиональных стандартов для отрасли информационных технологий (2006-2007 гг) осуществлялся в соответствии с решением заседания Совета по ИТ при Министре информационных технологий и связи РФ при организационной поддержке Мининформсвязи РФ и Ассоциации Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ).
Были разработаны следующие профессиональные стандарты:
  • Программист
  • Системный архитектор
  • Специалист по информационным системам  
  • Системный аналитик
  • Системный администратор
  • Менеджер информационных технологий
  • Менеджер по продажам решений и сложных технических систем
  • Специалист по информационным ресурсам
  • Администратор баз данных
С учетом профессиональных стандартов разрабатывались федеральные государственные образовательные стандарты. Например, проекты ФГОС по прикладной информатике и программной инженерии. В 2009 году с учетом профстандартов был разработан ряд ФГОС для среднего профессионального образования.

Планы развития проекта:
  • Дорабатывать профстандарты и переводить их в новые форматы
  • Разрабатывать новые стандарты
  • Популяризировать и помогать использованию профессиональных стандартов
В декабре по заказу Минкомсвязи был разработан проект профессионального стандарта «Специалист в области информационной безопасности», переведены в новые форматы и актуализируются профессиональные стандарты «Системный администратор», «Специалист по информационным системам», «Менеджер по продажам сложных технических систем» и начата разработка классификатора профессий и единого глоссария компетенций.

Д. ГУДЗЕНКО. Каким образом можно помочь развитию проекта?

В. БУРОВ. Нужна помощь в рамках текущей разработки профстандартов. Например, через месяц необходимо будет провести рецензирование наработок. Второе. Мы сейчас планируем развитие проекта и нам необходимо мнение общественности, какие профессиональные   стандарты являются наиболее актуальными. Прошу всех присылать информацию.

  • Решение:
    Принять к сведению итоги работы по проекту профстандартов и планы дальнейшего развития данного проекта. Поручить В. Бурову подготовить к  следующему заседанию – 15 марта 2010 г., более подробный доклад о развитии проекта профессиональных стандартов.

3. Проведение конференции АП КИТ «Преподавание ИТ в России».


С. БЕЛОВ. Как вы знаете, АП КИТ принял решение провести Восьмую открытую всероссийскую конференцию «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» 16-18 мая 2010 года в г. Петрозаводске. Конференция будет организована при содействии Правительства Республики Карелия и Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) и приурочена к 90-летию карельской государственности и 70-летию ПетрГУ.

Сумма спонсорского взноса остается прежней – 120 тысяч.

Участие в конференции представителей образовательных учреждений – бесплатно.
Для остальных категорий участников – 20 тыс. руб. за каждого участника.
Для компаний-членов АП КИТ – 10 тыс. руб. за каждого участника.
Доклад на секции взаимодействия бизнеса и образования (одобряется программным комитетом) – 40 тыс. руб.
Распространение рекламных материалов (включение в раздатку) – 40 тыс. руб.

Уже подтвердили спонсорство компании «Лаборатория Касперского», «Пирит», «Софтлайн» и «1С».

Программный комитет в 2010 году предполагается в следующем составе:
  • С.А. Белов (IBM)
  • В.А. Биллиг (ТГУ)
  • В.В. Буров (Real  IT)
  • А.В. Гаврилов (Microsoft)
  • В.П. Гергель (ННГУ)
  • A.В. Гиглавый (ЛИТ)
  • Ю.М. Горвиц (Oracle)
  • С.Г. Григорьев (МГПУ)
  • П.Г. Гудков (1С)
  • М.А. Гуриев (IBM)
  • С. Дмитриев (EMC)  
  • В.П Иванников (ИСП РАН)
  • A. В. Иващенко (АСКОН)  
  • Н.В. Комлев (АП КИТ)
  • М.М. Лаврентьев (НГУ)
  • Д.С. Милов (Intel)
  • В.В. Никитин (ВШЭ)
  • А.В. Николаев (Intel)
  • Б.Г. Нуралиев (1С)
  • В.Л. Павлов (INTSPEI)
  • А.К. Петренко (ИСП РАН)
  • В.В. Таратухин (SAP)
  • А.А. Терехов (Microsoft)
  • А.Н. Терехов (СПбГУ)  
  • А.В. Шкред (Интуит)
Предполагаемый план-график работ:
  • 9 марта - 15 марта – рассылки по партнерским каналам с объявлением о начале приема тезисов (АПКИТ, Оргкомитет).
  • 15 марта (понедельник) – рассылка-напоминание о конференции (АПКИТ, Оргкомитет).
  • 25 марта (четверг) – рассылка-напоминание об окончании приема тезисов до 31 марта (АПКИТ, Оргкомитет).
  • 1-6 апреля – обработка тезисов, рассылка тезисов Программному комитету для оценки (Оргкомитет).
  • 7-15 апреля – заочная оценка тезисов членами программного комитета по  разработанной методике, сводка результата   (ПК, С. Белов).
  • 16-20 апреля – отбор  тезисов, верстка программы.  (ПК, С.Белов).
  • 21-26 апреля – извещение отобранных докладчиков, подтверждение участия (в случае отказов - вставка и подтверждение докладов из резерва).  (Оргкомитет, С. Белов).
  • 27 апреля – публикация программы на сайте конференции, рассылка. (Оргкомитет).
  • 28 апреля - 13 мая (четверг) - верстка и печать сборника докладов конференции. (Оргкомитет).
  • 16 мая (воскресенье) – проведения экскурсии.
  • 17-18 мая (понедельник-вторник) – проведение конференции. (Оргкомитет, Программный комитет).
Сценарий проведения конференции:
  • Приветствия.
  • Пленарные доклады (Минобразования, Минкомсвязи, АПКИТ, Университеты)
  • Спонсорские пленарные выступления (15 минут)
  • 3-4 трека * 2 дня по тематике конференции на основе оценки членами ПК
      • Инновационный потенциал университетов в области информационных технологий в современных условиях.
      • Роль исследовательских университетов в подготовке ИТ-специалистов мирового уровня.
      • Элитное и базовое университетское ИТ-образование.
      • Роль профессиональных стандартов ИТ-отрасли и образовательных стандартов нового  поколения  в  подготовке  специалистов.
      • Содержание  и  методология   конкретных дисциплин и курсов подготовки ИТ-специалистов. Опыт  использования современных технологий в преподавании ИТ-дисциплин.
      • Вопросы  интеллектуальной  собственности и роль открытых технологий в ИТ-образовании.
      • Новые формы взаимодействия между вузами и индустрией.
      • Фундаментальная  и прикладная компоненты ИТ образования.
      • Авторизованное обучение, сертификация преподавателей и студентов.
      • ИТ-образование  как  бизнес.
  • Мастер-классы спонсоров.
  • Четыре круглых стола (инновационный потенциал, элитное и базовое, будущее профессиональных стандартов).
Открыт вопрос о стендовых докладах и проведению опроса по профессиональным стандартам.

Для желающих 16 мая будет организована экскурсия на остров Кижи  (Музей-заповедник «Кижи»). Время экскурсии ориентировочно 5 часов: 1 ч. 15 мин. - передвижение по озеру, пребывание на острове – 2,5 ч. (включая экскурсию на острове), обратный путь по озеру 1 ч. 15 мин.

Программный комитет приглашает потенциальных докладчиков из учебных заведений, ИТ-компаний и иных организаций, заинтересованных в массовой подготовке специалистов в области информационных технологий.
  • Срок подачи тезисов: до 31 марта 2010 г.
  • Уведомление о приглашении с устным выступлением: до 26 апреля 2010 г.
По общим вопросам организации Конференции, спонсорскому участию, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться к представителю комитета АП КИТ по образованию Баташану Михаилу тел +7(903)785-28-89, edu@apkit.ru или к представителю  Петрозаводского ГУ Насадкиной Ольге Юрьевне тел. +7(8142) 71-10-71, моб. +7 921 726-8776, onasad@psu.karelia.ru.
По вопросам тематики конференции, предложениям о содержании выступлений, круглых столов и т.п. просьба обращаться к председателю программного комитета Сергею Белову Sergey_Belov@ru.ibm.com

  • Решение:
    Принять к сведению информацию о проведении конференции. Поручить А. Гаврилову и А. Гиглавому проработать вопрос «школьной» тематики на конференции.