АПКИТ
Регистрация на страничку Обсуждений (форум)

Регистрация на Форуме


 
ФИО*
E-mail*
Компания
Должность
 

* - Поля, обязательные для заполнения

Об ассоциации
Новости
События
Правление
Комитеты
Партнеры
Фотогалерея
 

Члены АПКИТ Как вступить в АП КИТ Предложение региональным компаниям Общее собрание АПКИТ 2017


Заседание комитета 13 октября 2008г.

Дата: 13 октября 2008
Место: г. Москва, Никоновский пер., д. 26, стр. 6, фирма «1С»

Присутствовали:
  1. Агамирзян Игорь EMC
  2. Боровков Алексей Софтлайн
  3. Буров Василий REAL-IT
  4. Гаврилов Александр Майкрософт
  5. Горелова Анастасия Лаборатория Касперского
  6. Гудзенко Дмитрий Центр комп. обучения "Специалист"
  7. Гудков Павел 1С
  8. Елизаров Роман Эксперт-Система
  9. Комлев Николай АП КИТ
  10. Маслов Михаил АПЭАП
  11. Нежурина Марина Академия IBS
  12. Николаев Алексей Интел
  13. Нуралиев Борис 1С
  14. Оверченко Владимир Хьюлетт-Паккард 
  15. Сериков Александр ИНТУИТ
  16. Силантьев Альберт  Академия IBS

Повестка дня:

  1. Исследование контингента учащихся вузов и колледжей по направлениям, связанным с ИТ – 2007 г. (А. СЕРИКОВ, ИНТУИТ)
  2. Доклад о научно-техническом семинаре «Современные технологии в задачах управления, автоматики и обработки информации» при поддержке АП КИТ в Алуште (А. ГАВРИЛОВ, Майкрософт)
  3. Разработка отраслевой рамки квалификаций для сферы информационных технологий  (В. БУРОВ, REAL-IT)



Ход заседания


1. Исследование контингента учащихся вузов и колледжей по направлениям, связанным с ИТ по данным 2007 года.  

А. СЕРИКОВ: Работа по исследованию контингента учащихся вузов и колледжей по направлениям, связанным с ИТ, проводится уже третий год интернет-университетом ИНТУИТ и Лицеем информационных технологий. Структура отчета по данным 2007 года представляет собой несколько срезов, на основе которых можно анализировать ситуацию, складывающуюся на рынке образовательных услуг. Все учебные заведения делятся на две большие группы – те учебные заведения, которые непосредственно готовят ИТ-специалистов и те учебные заведения, которые готовят специалистов, часто переходящих в ИТ-сферу. Результаты представляются как по направлениям подготовки, так и по регионам, при этом отдельно выделяются крупные города -  Москва, С-Петербург, Екатеринбург, ряд городов Сибири. В настоящее время идет процесс существенного изменения программ подготовки в системе высшего профессионально образования. Подготовлен новый перечень образовательных программ, недавно объявлен конкурс на закупку новых проектов федеральных государственных образовательных стандартов. В эту группу вошло много направлений и специальностей, относящихся непосредственно к ИТ.
В данном исследовании рассматривается 581 вуз и 929 ссузов. Вузы по ИТ-специальностям в 2007 выпустили 26,4 тыс. специалистов и 24 тыс. бакалавров, а также 5,7 тыс. магистров. 42,5 тыс. ИТ-специалистов выпустили ссузы. Нужно учесть, что часть выпускников ссузов в дальнейшем продолжает обучение в вузах, а все магистратуры получали ранее степень бакалавра.
В 2007 году в рассматриваемые вузы поступило 71,9 тыс. человек. Из них 44,4 тыс. человек будут обучаться за счет бюджета, 27,5 тыс. – на платной основе. В ссузы поступило 29 тыс. человек на базе 9-х классов и 23,9 тыс. человек на базе 11-х классов. На платной основе будет обучаться треть поступивших.

Были обсуждены следующие вопросы:
  • Корректность исходных данных для анализа.
    В исследовании используются данные, предоставляемые учебными заведениями в вышестоящие органы управления образованием. Единой, обязательной для всех вузов методики подсчета абитуриентов не существует. Чаще всего подаются данные об общем количестве абитуриентов (поданных заявлениях), в редких случаях учитываются только те, кто подал оригинал документов.
  • Причины низкого показателя роста количества поступающих на ИТ-специальности.
    Низкий показатель роста количества поступающих на ИТ-специальности объясняется в том числе ограниченным количеством бюджетных мест. В коммерческих вузах наблюдается прирост порядка 15 процентов. Не самый высокий процент прироста, но он значительно выше, чем общий показатель роста.
    Ввиду того, что средний конкурс на ИТ-специальности практически не отличается от других инженерных направлений, можно сделать вывод, что ИТ-специальности не выделяются на общем фоне и себя не «пиарят». Возможно, для увеличения притока студентов надо, в том числе, работать над имиджем «айтишника», заниматься популяризацией ИТ-направления.
    ИТ-индустрия занимает порядка 1,6-1,8% от ВВП, а доля студентов, обучающихся по ИТ-специальностям, судя по данному исследованию – порядка 4%. Это говорит о том, что на самом деле у ИТ-сектора в образовании есть некоторый приоритет.
  • Ограничения исследования.
    Исследование не охватывает учебные заведения силовых ведомств, где готовятся ИТ-специалисты, многие из которых идут не в МВД и армию, а в гражданский ИТ-сектор экономики. Не учтен большой сектор переподготовки и повышения квалификации, второе высшее и получение высшего образования в ускоренные сроки.
    Выборка учебных заведений для анализа определялась ИНТУИТ следующим образом: первое – определенный объем преподавания ИТ-дисциплин, второе – определенное количество учащихся. Таким образом, многие вузы остались за границей исследования.
    Обсуждалась возможность взаимоувязывания исследования «ИТ-кадры в российской экономике», проводимого АП КИТ, где ИТ-кадры дифференцированы по направлениям и данного исследования, которое строилось на официальной статистике. Для этого, вероятно, нужно разработать отдельную методику.
  • Направления дальнейшей деятельности с целью повышения количества выпускников-«айтишников».
Б. НУРАЛИЕВ: Нами ведется работа на самых разных уровнях с целью увеличения как количества ИТ-специалистов, так и качества их подготовки. Например, после разговора с Д.А. Медведевым, который отметил, что «бессмысленно переучивать юристов в программистов, инженеров-программистов — нужно сразу готовить их» (http://www.medvedev2008.ru/live_press_18_02_.htm), министр образования и науки А.А. Фурсенко пообещал увеличить втрое количество бюджетных мест по ИТ-специальностям. 

И. АГАМИРЗЯН: Никто не спорит, что нужна оптимизация с сфере подготовки кадров. Вопрос в том, как это будет осуществлено. Если административными методами, то из этого ничего не выйдет. Добьемся мы увеличения ИТ-мест в вузах за счет, например, физиков. Сейчас физики и так к нам придут, но с хорошей фундаментальной подготовкой, а так они будут вынуждены пойти на второсортный уровень подготовки ИТ-специалистов, вместо высшего уровня подготовки физиков. Потому что физиков учить мы умеем, а ИТ-специалистов пока нет. Есть несколько вузов, которые могут, но это ничтожно мало от общей массы. То есть оптимизировать нужно, но бизнесу нужно рассматривать именно экономическую модель привлечения.

  • Вклад коммерческих вузов в подготовку ИТ-специалистов.
Д. ГУДЗЕНКО: Коммерческие вузы не дадут ИТ-специалистов соответствующего уровня, потому что необходимо преподавать не только физику и химию – нужны вложения в оборудование. Подготовка ИТ-специалистов гораздо выше по себестоимости чем, например, экономистов или юристов. Второй момент: под вопросом и государственные вузы. Если мы говорим о платных местах в государственных вузах, то ситуация примерно такая же – выгоднее открыть больше платных мест для юристов/экономистов, чем для инженерных специальностей.
А. СЕРИКОВ: В этом смысле «Прикладная информатика» - уникальная специальность. Она активно преподается даже в коммерческих вузах, которые по определению не могут организовать подготовку инженерных специальностей. Там, где появляются физика и химия, коммерческие вузы не могут обеспечить необходимую материально-техническую базу преподавания. Но, как правило, набирают одну группу в год по этой специальности, поэтому говорить об их вкладе нужно весьма осторожно.

  • Выпускники каких вузов наиболее востребованы ИТ-компаниями и какова доля переподготовленных специалистов.
     Работы по определению вузов, выпускающих наибольшее количество ИТ-специалистов для рынка труда, не проводились. Не исследовалось также процентное соотношение тех, кто закончил вуз по ИТ-специальности и тех, кто прошел переподготовку.
Д. ГУДЗЕНКО: Возможно, есть смысл задаться такой целью, кому-то поручить такое исследование. Можно проанализировать резюме на ведущих порталах вакансий и получить серьезную и интересную выборку.

А. СИЛАНТЬЕВ: Статистика Академии IBS четырехлетней давности: 2000 сотрудников на то время были выпускниками 700 различных вузов, явного преимущества выпускников отдельных вузов не было.

Д. ГУДЗЕНКО: Я могу привести некоторые цифры, очень примерные, но они как-то могут прояснить ситуацию. По данным компании IDC наш центр занимает порядка 5% рынка переподготовки в ИТ-сфере, обучаем мы 40 тысяч человек в год. Предположим, 20 тысяч из них это айтишники, которые повышают квалификацию. Таким образом, общее количество переподготовленных специалистов может быть порядка 400 тысяч человек в год.

Б. НУРАЛИЕВ: Существует и обратный процесс. Далеко не все из подготовленных ИТ-специалистов идут в ИТ-сферу.
  • Решение:
    Рекомендовать авторам исследования учесть следующие замечания:
    1. 1. Улучшить «читаемость» исследования, сделать отчет максимально удобным для цитирования:
      • Изменить оглавление – сделать его более информативным и понятным.
      • Изменить структуру некоторых диаграмм - надстраивать показатели общего списка над основным списком, а не располагать рядом.
      • Сопроводить все главы исследования кратким описанием, отражающими суть главы и выводами из приведенных данных.
      • Разработать методику детализации исследования по ИТ-специализациям и следующее исследование проводить не в целом по отрасли, а уже с более глубокой детализацией.
      • Учесть в будущих исследованиях такое направление как ИТ-аутсорсинг – в нем требуются такие специфические кадры, как, например,  специалисты по взаимодействию с бизнесом. Предлагается при детализации отрасли на сегменты учесть и этот сегмент.
    2. 2. Изменить некоторые формулировки в сторону более корректных:
      • Применять однотипные термины – или вузы и ссузы или ВПО,ПНО и СПО
    3. 3. Расширить исследование за счет включения других видов подготовки специалистов:
      • Переподготовка кадров
      • Второе высшее образование
    4. 4. Провести исследование текущего рынка кадров на основе анализа резюме на популярных сайтах, публикующих вакансии для ИТ-специалистов. Определить, какие именно учебные заведения, виды подготовки и т.д. играют определяющую роль на сегодняшнем рыке труда.


2. Доклад о научно-техническом семинаре «Современные технологии в задачах управления, автоматики и обработки информации»  при поддержке АП КИТ в Алуште (А. ГАВРИЛОВ, Майкрософт)

А. ГАВРИЛОВ: Для отрасли ИТ стоит проблема качества и количества ИТ-специалистов, для вуза – проблема качества и количества абитуриентов. Если мы хотим, чтобы ИТ-специалистов было больше, то пора заняться профориентацией. Причем как со школьниками на этапе выбора профессии, так и со студентами и выпускниками, которые могли бы перейти в ИТ-сферу. Конференция в Алуште была посвящена в том числе и этой проблеме.
Нужно осуществлять лоббирование наших специальностей в возрождающейся систему УПК в школе. Прямая агитация по школам и вузам, изменение имиджа ИТ-специалиста, информирование через интернет ресурсы о возможностях карьерного роста ИТ-специалиста.

А. ГАВРИЛОВ рассказал о научно-техническом семинаре «Современные технологии в задачах управления, автоматики и обработки информации»
18-23 сентября 2008 г. недалеко от г.Алушта на спортивной базе МАИ проходил традиционный 17-й научно-технический семинар «Современные технологии в задачах управления, автоматики и обработки информации», учредителями которого в настоящее время являются 6 ведущих университетов Москвы (МАИ, МИРЭА, МЭИ, МИФИ, МГУ, МГУПИ), Государственный университет аэрокосмического приборостроения Санкт-Петербурга,  Государственный аэрокосмический университет г. Самара и Тульский государственный университет. В этом году семинар проходил при поддержке  АП КИТ, спонсорами выступили компании Microsoft и DC BARS Ltd.
Вечером второго дня заседаний по инициативе члена образовательного комитета АП КИТ, руководителя направления по работе с университетами компании «Майкрософт Рус» Гаврилова А.В. и руководителя делегации МИФИ Синицына С.В. состоялся круглый стол на тему подготовки современного востребованного ИТ-специалиста. В обсуждении приняли участие студенты и преподаватели различных вузов.
В том числе обсуждался вопрос о том, что может сделать вуз для подготовки современного ИТ-специалиста, и какова роль предприятий – партнеров вуза. Отдельного внимания удостоилось отличие проблем выпускников больших и малых городов. Выпускники Москвы и Санкт-Петербурга чаще всего имеют возможность трудоустройства в этих же городах, например, в коммерческом секторе, выпускники вузов Орла порой не могут найти работу по специальности в родном городе.
Большие проблемы возникают при организации производственных практик, предусмотренных образовательным стандартом. Предприятия оказываются не заинтересованными в предоставлении своих ресурсов для проведения краткосрочных летних практик студентов.
Более подробно о мероприятии и принятых на нем решениях
  • Решение
    1. Считать опыт проведения семинара положительным и в дальнейшем поддерживать практику проведения подобных семинаров.
    2. Рассмотреть вопрос о создании рабочей группы по вопросу пропаганды ИТ-специальностей среди школьников и студентов.


3. Разработка отраслевой рамки квалификаций для сферы информационных технологий  (В. БУРОВ, REAL-IT)

В. БУРОВ. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации
(НРК) является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.
НРК разработана на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей (далее – Соглашение) с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран-участниц Болонского и Копенгагенского процессов. Соглашение о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей  от 25 июня 2007 года
НРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.
НРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет:
  • формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
  • описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;
  • разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;
  • создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы.
Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности:
  • широта полномочий и ответственность;
  • сложность деятельности;
  • наукоемкость деятельности.
  • «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).
  • «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда  особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.
  • «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).
Очевидно, что НРК является средней температурой по больнице и может существенно расходиться с ситуацией в конкретных отраслях
Отраслевая рамка квалификаций (ОРК) отражает особенности применения Национальной рамки квалификаций в каждой конкретной отрасли
  • Могут быть задействованы не все уровни
  • Могут иметься профессиональные подуровни
  • Могут быть изменения в отдельных дескрипторах по различным уровням

Отраслевая рамка квалификаций может разрабатываться как для собственно отрасли, так и для направления профессиональной деятельности – например, Информационные технологии.
Рособразование заказало НАРК работы по теме «Формирование механизмов, обеспечивающих преемственность профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов и программ для различных уровней профессионального образования на основе национальной рамки квалификаций»
Группам разработчиков профессиональных стандартов из различных отраслей в его рамках предложено представить свое видение отраслевых рамок на основе разработанных и разрабатывающихся профессиональных стандартов.

От АП КИТ в качестве экспертов приглашены Василий Буров и Ольга Жеребина.

Обобщен опыт профстандартов и best practice. На основе этого сформулированы предложения, находящиеся сейчас на рассмотрении НАРК.

ОРК для  информационных технологий:
  • Задействованы уровни 3-9 (соответствуют уровням 1-7 разработанных профстандартов)
  • Предложено разбиение ОРК на три подрамки: профессиональную, оперативного управления, проектного управления
  • В соответствии с данным разбиением откорректированы дескрипторы
  • Внесено предложение для других отраслевых рамок квалификаций также использовать разбиение на подрамки по видам
  • Решение
    Продолжить работу по разработке ОРК для  информационных технологий.
    Отв. – Буров В., REAL-IT