АПКИТ
Регистрация на страничку Обсуждений (форум)

Регистрация на Форуме


 
ФИО*
E-mail*
Компания
Должность
 

* - Поля, обязательные для заполнения

Об ассоциации
Новости
События
Правление
Комитеты
Партнеры
Фотогалерея
 

Члены АПКИТ Как вступить в АП КИТ Предложение региональным компаниям Общее собрание АПКИТ 2017


Протокол заседания комитета по образованию АП КИТ

Дата: 12 октября 2009, 19 часов

Место: г. Москва, Никоновский пер., д. 26, стр. 6, фирма «1С»
Председательствовал: П. Гудков

 Присутствовали:

  1. Авдошин Сергей, ГУ ВШЭ
  2. Буров Василий, REAL-IT
  3. Гаврилов Александр, Майкрософт
  4. Гиглавый Александр, Лицей ИТ
  5. Горвиц Юрий, Oracle
  6. Гудзенко Дмитрий, Центр «Специалист»
  7. Гудков Павел, 1С
  8. Гулидова Мария, Лаборатория Касперского
  9. Дымарская Ольга, Социальное действие
  10. Ефимова Светлана, Лаборатория Касперского
  11. Жевак Ольга, ИТО
  12. Калягина Ольга, АСКОН
  13. Клишин Игорь, Центр речевых технологий
  14. Колмыкова Елена, МГКИТ
  15. Комлев Николай, АП КИТ
  16. Коршунов Сергей, МГТУ им. Н.Э. Баумана
  17. Малинин Юрий, Академия Информационных Систем
  18. Мирзоянц Сергей, ИТО
  19. Нуралиев Борис, 1С
  20. Пение Илья, ПетрГУ
  21. Сорокин Михаил, 1С
  22. Степанов Андрей, Софтлайн
  23. Челышев Николай, Форс-ЦР

 
Повестка дня:

  1. О конференции «Современное профессиональное образование и информационные технологии. Москва, 19-20 ноября 2009 г.»
    Докладчики – С. Мирзоянц, О. Жевак, АНО "ИТО".
  2. Мониторинг подготовки кадров с высшим и послевузовским профессиональным образованием для ИКТ-отрасли.
    Докладчик – И. Пенние, Центр бюджетного мониторинга ПетрГУ.
  3. Профессиональные стандарты в области ИТ: текущий статус проекта и планы по развитию.
    Докладчик – В. Буров, Real–IT


Ход заседания

1. О конференции «Современное профессиональное образование и информационные технологии. Москва, 19-20 ноября 2009 г.»

О. ЖЕВАК: Конференция посвящена вопросам использования современных информационно-коммуникационных технологий в системе корпоративного профессионального обучения.

Основная цель конференции - наиболее полно представить актуальные проблемы, результаты и перспективы развития совместных проектов бизнеса, науки и образования по подготовке высококвалифицированных кадров для современной российской экономики на основе современных ИКТ.

В рамках конференции будет организована работа по трем направлениям:

  1. Опыт и перспективы взаимодействия работодателей и образовательных учреждений при подготовке специалистов с использованием ИКТ
  2. Модели и программные средства отраслевых и корпоративных систем дистанционного обучения в рамках дополнительного профессионального образования
  3. Нормативное регулирование применения ИКТ в корпоративном профессиональном образовании.

В программу конференции войдут круглые столы, семинары, мастер-классы и презентации новых образовательных продуктов и программ. Одновременно пройдёт выставка-ярмарка, собирающая отраслевые организации повышения квалификации, производителей учебных компьютерных программ и технических средств обучения, а также издателей учебно-методической литературы.

Председатель Организационного комитета – Калина Исаак Иосифович, заместитель Министра образования и науки РФ. Заместитель председателя организационного комитета – Самсонов Роман Олегович, Генеральный директор ООО «Газпром ВНИИГАЗ»,

Конференция продлится два дня.

А. СТЕПАНОВ: Региональные конференции дублируют друг друга или они различаются по тематике?

С. МИРЗОЯНЦ: У каждой конференции своя тематика, рассматриваются свои вопросы. Подробная информация есть на сайте ito.edu.ru

П. ГУДКОВ: Если есть желание и интерес мы можем следующее заседание комитета по образованию сделать выездным и провести его 19 ноября в рамках конференции «ИТО-Москва».

  • Решение.
    Провести очередное заседание комитета АП КИТ по образованию на конференции «Современное профессиональное образование и информационные технологии».


2. Мониторинг подготовки кадров с высшим и послевузовским профессиональным образованием для ИКТ-отрасли.

И. ПЕННИЕ (ЦБМ ПетрГУ): Термин «Информационно-коммуникационные технологии» многозначен и не формализован – нет раздела экономической деятельности с таким наименованием в классификаторе ОКВЭД, но есть класс «72 - деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий». Также существует приоритетное направление науки, техники и технологии «Информационно-телекоммуникационные системы»  и высокотехнологичная отрасль экономики «Информационно-коммуникационные технологии».

Учебные и научные специальности по профилю «ИКТ» распределены по различным укрупненным группам специальностей и отраслям науки.

Таким образом, можно сразу обозначить проблему – традиционные подходы к прогнозированию потребностей экономики в кадрах с различным уровнем образования и анализ обеспечения этих потребностей системой высшего и послевузовского профессионального образования нуждаются в модернизации.

При формировании перечня учебных специальностей высшего профессионального образования (ВПО), соответствующих профилю «ИКТ» использовалось два подхода:

  • Анализ наименований специальностей ВПО Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) на предмет отношения к профилю ИКТ. Выбор специальностей ВПО, охватывающих области профессиональной деятельности, связанной с ИТ (разработчики ПО, разработка и эксплуатация систем АСУ, эксплуатация прикладных ИС и АС).
  • Анализ государственных образовательных стандартов (ГОС). Критерии выбора специальностей: формирование у студентов целостной совокупности теоретических и практических знаний по направлениям ИТ, наиболее востребованным в национальной экономике и системе государственного управления.  Пороговое значение суммарного объема учебных курсов, соответствующее достижению этой цели, – 600 академических часов (16,7 зачетных единиц)

 Расчет прогнозной потребности высокотехнологичного сектора «ИКТ» 
в специалистах с ВПО основан на использовании макроэкономической методики прогнозирования потребностей экономики в кадрах, изложенной в следующих основных публикациях:

  •  Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации / Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А., Серова Л.М., Сигова С.В., Рудаков М.Н, Суровов М.В. 2-е издание - Москва, Техносфера, 2007. - 680 с.
  • Питухин Е.А., Гуртов В.А. Математическое моделирование динамических процессов в системе «Экономика — рынок труда — профессиональное образование». — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — 347 с.
  • Гуртов В.А. Моделирование потребностей экономики в кадрах с профессиональным образованием / В.А. Гуртов, Е.А. Питухин, Л.М. Серова // Проблемы прогнозирования. – 2007. – № 6. – С. 91-107.

 Прогноз на 2010 год отражен на следующем графике:

 

М. СОРОКИН: На слайдах мы видели цифру – 289 тысяч человек работает в сфере ИКТ. Имеется ввиду только сама отрасль ИКТ или в это число входит персонал, связанный с ИТ в различных отраслях народного хозяйства?

И. ПЕННИЕ: Это общее число задействованных в сфере ИКТ, включая специалистов в других отраслях. Цифра взята на основе данных государственной статистики.

Посткомментарий проф. В. Гуртова (ЦБМ, ПетрГУ): Согласно слайду № 12 представленной презентации 289 тыс. человек работает только в классе экономической деятельности «72 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» (код и название класса указаны согласно российскому классификатору ОКВЭД). Сектор «ИКТ» согласно международной отраслевой классификации видов экономической деятельности (ISICver 3), а также утвержденному перечню Минсвязи России, представлен помимо указанного класса другими видами/группами/классами экономической деятельности например класс «64.2 Деятельность в области электросвязи». Полный перечень ВЭД, относящихся в сектору «ИКТ» состоит из 32 видов экономической деятельности и отражен на слайдах 5-8. Общее же число работников, занятых во всех видах экономической деятельности сектора «ИКТ» составляет 926 тыс. человек и именно эта цифра учитывалась при определении потребности ВТОЭ ИКТ.

М. СОРОКИН: Тогда интересно было бы знать, какие данные Росстата можно использовать для выявления таких показателей, ведь предприятия не уточняют, кто из их сотрудников относится к той или иной отрасли труда. Если речь идет только о специалистах отрасли ИКТ, то эти данные похожи на данные АП КИТ по этому вопросу, если это общее количество, то тогда мы сильно расходимся.

Посткомментарий проф. В. Гуртова (ЦБМ, ПетрГУ): Данные о численности работников по видам экономической деятельности ВТОЭ ИКТ согласно используемому перечню были взяты из форм государственной статистической отчетности Росстата «1-Т» таблиц 7,8. При расчетах потребностей экономики мы предполагаем, что речь идет о специалистах с ВПО для видов экономической деятельности ВТОЭ ИКТ.

А.ГИГЛАВЫЙ: Не вижу в списке многих специальностей, относящихся к ИКТ – например, специальностей по информационной безопасности.

И. ПЕННИЕ: Это пилотные данные, мы ведем работы над этим перечнем и он будет уточняться.

Посткомментарий проф. В. Гуртова (ЦБМ, ПетрГУ): На слайде приведены данные по выборочным 21 специальностям, готовящим специалистов профиля ИКТ. В презентации, к сожалению, не удалось показать весь перечень из 51 специальностей, которые мы рассматривали. Этот перечень специальностей составлен экспертно специалистами ЦБМ.

На слайде из УГС «090000 Информационная безопасность» указаны 2 специальности – «090102 Компьютерная безопасность» и «090104 Компьютерная защита объектов информации». По другим специальностям, относящимся к информационной безопасности, значения потребностей и выпусков меньше, поэтому не показаны.

Е. КОЛМЫКОВА: Будем надеяться, что это выборка, что нам показывают неполные данные – выпуск по «Информатика и вычислительная техника» в два раза превышает потребность. Вы сами анализировали полученные результаты?

И. ПЕННИЕ: Прогнозируемый выпуск на 2010 года предопределен ранее сделанным набором, потребность экономики, определенная с помощью матрицы профессионально-квалификационного соответствия, действительно ниже. Это вызывает вопросы, вероятно, прикладники обеспечивают большое количество видов экономической деятельности не относящихся напрямую к сектору ИКТ. Основной момент, который хотелось показать на этом слайде – это опасная ситуация по специальности «Телекоммуникации», по которой выпуск не покрывает потребность экономики.

Посткомментарий проф. В. Гуртова (ЦБМ, ПетрГУ): Потребность, как уже отмечалось, рассчитывалась только для видов экономической деятельности ВТОЭ ИКТ, а не для всей экономики. Выпуски же по учебным специальностям ВПО профиля ИКТ обеспечивают потребности всей экономики, т.е. всех возможных видов экономической деятельности или отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, образование, науку и т.д.).

На слайде 20 показано, что система ВПО готовит кадры по учебным специальностям профиля ИКТ для различных ВЭД (отраслей экономики). В каждом разделе экономической деятельности, работают специалисты с ВПО, окончившим специальности из УГС «Информационная безопасность», «Электронная техника», «Автоматика и управление», «Информатика и вычислительная техника». Это показывает нижняя цифра на этом слайде. Так в сельском хозяйстве (раздел А) таких специалистов работает 0,5%, а в разделе К – их 24,3%.

Возвращаясь к предыдущему слайду, еще раз отмечаю, что там представлена потребность только для ВТОЭ ИКТ, а не для всей экономики.

Выпускники специальности «Информатика и вычислительная техника» обеспечивают большое количество видов экономической деятельности, не относящихся напрямую к сектору ИКТ.

Основной момент, который хотелось показать на этом слайде – это опасная ситуация по специальностям, по которым выпуск не покрывает потребность экономики, таким как «Телекоммуникации», «Инноватика», «Проектирование и технология электронных средств»,«Компьютерные науки».

Е. КОЛМЫКОВА: Не могу с Вами согласиться, когда эти данные будут демонстрироваться в профильных министерствах и ведомствах, которые планируют бюджетные места, то все «излишки» сразу и обрежут, что потом делать будем? Может быть над методикой стоит поработать?

Посткомментарий проф. В. Гуртова (ЦБМ, ПетрГУ): Общий выпуск студентов состоит из выпуска граждан, обучающихся за счет средств бюджета, и выпуска граждан, обучающихся за счет полного возмещения затрат. Выпуск за счет бюджета составляет примерно 50% от общего выпуска.

Контрольные цифры приема (КЦП) на подготовку специалистов с ВПО за счет бюджета, которые утверждает Минобрнауки России, рассчитывается по УГС на основании потребностей экономики в выпускниках.

Выпуск за счет бюджета не покрывает потребности экономики по отдельным УГС, в том числе и по УГС, в рамках которых ведется подготовка по учебным специальностям профиля ИКТ (Физико-математические науки, Информатика и вычислительная техника, Автоматизированные системы обработки информации и управления).

КЦП для ВПО по указанным УГС Минобрнаукой увеличены на 2008 и 2009 годы. Это сделано как раз в рамках прогнозных потребностей, сформированных ЦБМ, с использованием макроэкономической методики прогнозирования.

Н. ЧЕЛЫШЕВ: Мы уже два или три года радуемся замечательной книжке, которую издал АП КИТ по поводу потребности экономики в специалистах. Данные в ней не то что отличаются, но противоположны приведенным нам только что. Но может быть потребность экономики вами считалась от заявок государственных структур, в отличие от данных АП КИТ, которые основана на потребностях ИКТ-компаний? Еще, наверное, было бы полезно привести в соответствие список специальностей с международной системой классификации специальностей.

И. ПЕННИЕ: Международный опыт, безусловно, нужно использовать. Но у нас нет кода ОКВЭД, относящегося в ИКТ, в результате мы получаем разрозненные статистические данные. А на основе этих данных принимаются бюджеты и проводятся расчеты на государственном уровне. Мы работаем в рамках того, что есть, но по большому счету нужны структурные изменения, разработка новых классификаторов.

Посткомментарий проф. В. Гуртова (ЦБМ, ПетрГУ): Как было отмечено в докладе, потребность экономики рассчитывалась на основе математической макроэкономической методики прогнозирования отраслей экономики в квалифицированных кадрах, а не считалась от заявок от государственных структур. Методика детально описана в монографиях, опубликована в рецензируемых журналах и одобрена Минэкономикой и Минсоцздравразвития России.

Согласно этой методике, потребность складывается из двух составляющих: потребность, образовавшаяся за счет естественно-возрастного выбытия (учет ухода работников на пенсию, смертность и т.п.) – «на замещение», а также за счет роста экономики (учет темпов роста макропараметров, заложенных в программах социально-экономического развития России, таких как увеличение темпов роста ВДС, уменьшение производительности труда) – «на рост». Для видов экономической деятельности, относящихся к ВТОЭ ИКТ, нет достоверных данных о высоких темпах роста производства в 2009-2010 гг. Поэтому в представленных расчетах потребность ВТОЭ ИКТ в кадрах с ВПО из учебных специальностей, относящихся к ИКТ, формируется только за счет естественно-возрастного выбытия и составляет порядка 10 тыс. человек.

Согласно данным упомянутой книги, изданной АП-КИТ, потребность экономики в специалистах ИКТ на замену у АП КИТ составляет - 10 тыс. человек, хотя и рассчитана из других предпосылок. Поэтому нельзя говорить о противоположности данных.

П. ГУДКОВ: Хочется заметить, что мы здесь собрались не для того чтобы покритиковать представленное исследование, а чтобы попытаться найти точки соприкосновения. Весь ИТ-бизнес существовал до кризиса в условиях жесткой нехватки кадров, вузы и колледжи наращивали прием, но кадров все равно не хватало. Центр бюджетного мониторинга готовит справки по таким вопросам для государственных органов. Наша задача понять, как мы дальше можем идти вместе – как Центр бюджетного мониторинга (ЦБМ) может учитывать наше мнение, а нам нужно понять, в каком виде это мнение лучше дать, чтобы было понятно и удобно с ним работать.

А. ГАВРИЛОВ Во-первых, хотелось сказать большое спасибо за презентацию, но могу заметить, что прогнозируемая Вами потребность в специалистах по разработке программного обеспечения и консультированию в этой области около 1300 человек, между тем, только потребность экосистемы «Майкрософт» превышает эту цифру. Есть ли возможность точечным образом, хотя бы для основных направлений, использовать наши данные, экспертизу для более точного, пусть точечного, прогноза? Что для этого надо сделать?

И. ПЕННИЕ Точечные контакты возможны, в 2004 году ЦБМ работал по заказу Минтранса, Заказчик остался доволен. Сотрудничество, привлечение экспертного сообщества, возможно.

Н. КОМЛЕВ Только что был продемонстрирован пример, когда озвученная вами потребность всей экономики по определенной специальности оказалась меньше потребности отдельно взятой компании. Можно рассматривать это как казус, но, вероятно, эти же цифры попадут на стол в Минобрнауки и ничего не изменится. Хочется понять, как в исследования, которые вы делаете, могут попасть наши цифры, наше видение?

Посткомментарий проф. В. Гуртова (ЦБМ, ПетрГУ): Прогнозируемая ЦБМ потребность ВТОЭ ИКТ в кадрах с ВПО по учебным специальностям, относящихся к ИКТ, составляет не 1 300 человек, а 10 000 человек. Что касается роста ВТОЭ ИКТ то об этом уже говорилось выше. Если существуют у коллег данные по темпам роста производительности труда и ВДС по ВЭД ВТОЭ ИКТ на 2010-2012 гг., мы готовы их использовать в своих расчетах.

Также возможны следующие направления для сотрудничества в рамках уточнения исходных данных для моделирования, коэффициентов моделей:

  • уточнение используемого перечня ВЭД ВТОЭ ИКТ и используемых перечней специальностей ВПО и послевузовского образования, осуществляющих подготовку по профилю ВТОЭ ИКТ.
  •  уточнение коэффициентов матрицы профессионально-квалификационного соответствия «виды экономической деятельности сектора ИКТ – специальности профиля ИКТ», распределяющей потребности видов деятельности сектора ИКТ в кадрах по специальностям профиля ИКТ.

В.БУРОВ Мы строим свои прогнозы по кадрам и рынку на основе макроэкономических моделей, которые, правда, основаны не на данных Росстата. Первое, что мы можем предложить это, например, провести анализ ваших коэффициентов или предоставить вам свою модель, то есть попробовать взаимодействовать на уровне конструктивного обсуждения моделей.

И. ПЕННИЕ. Мы готовы к конструктивному обсуждению модели.

  • Решение.
    Принять к сведению информацию о методах проведения и текущих результатах мониторинга подготовки кадров с высшим и послевузовским профессиональным образованием для ИКТ-отрасли. Рассмотреть возможные формы сотрудничества с Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета.

3. Профессиональные стандарты в области ИТ: текущий статус проекта и планы по развитию.
 

В. БУРОВ: работа по развития проекта профессиональных стандартов в 2009 году была сосредоточена в основном на популяризации профессиональных стандартов в образовательной среде. В результате получили повышение лояльности среди преподавательского сообщества, в том числе среди тех, кто относился к проекту достаточно настороженно.

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ планирует поддержать развитие проекта. В 2010 году планируется вернуться к работе по расширению спектра профессиональных стандартов, а также созданию в соответствии с решением 7-й конференции АП КИТ «Преподавание ИТ в России», которая проходила в Йошкар-Оле, необходимой коммуникационной инфраструктуры для разработки профессиональных стандартов и обеспечения удобного доступа к разработанным стандартам.

Для обеспечения обратной связи хотелось бы получить перечень профессиональных стандартов из числа уже разработанных, являющихся на ваш взгляд первоочередными для доработки и актуализации и  профессий, не вошедших в первую волну разработки, по которым для вашей компании наличие профессиональных стандартов представляется приоритетным.

  • Решение.
    Принять к сведению итоги работы по проекту профстандартов и планы дальнейшего развития данного проекта. Подготовить и разослать письмо-опрос по членам комитета АП КИТ по образованию с целью определения перечня профессиональных стандартов из числа уже разработанных, являющихся первоочередными для доработки и актуализации, а также списка профессий, не вошедших в первую волну разработки, по которым наличие профессиональных стандартов представляется приоритетным.